Цепочка поколенийКниги педагогам / Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти / Цепочка поколений
Мы созданы из осени и лета, Мы созданы из сумрака и света, Из жара юности и мудрости седин Мы созданы. А что мы создадим?
Свою жизнь человек начинает с единства. С собой и мамой, а через неё — со всем мирозданием, потому что сначала это мироздание — в ней. А потом он отделяется, он приходит в этот мир как в неизвестное место. Но и здесь поначалу он не воспринимает себя как отдельное существо. Осознание «отдельности».
Поставьте большую точку. Это ребёнок — как центр вселенной, и весь мир, неопознанный, неосознанный и огромный, сейчас вращается вокруг него.
Маленькому человеку ещё предстоит разобраться, как устроен этот мир и как устроен он сам. Осознать своё «Я», освоить пространство и почувствовать время. В первые годы своей жизни (от 0 до 5 лет) ребёнок проделывает грандиозную работу: создаёт свою концепцию мироустройства и находит в ней место для себя.
Вокруг точки, которую вы поставили на листе бумаги, нарисуйте, пожалуйста, круг.
Здесь, среди близких людей, тех, кто принимает активное участие в его росте и развитии, маленький ребёнок начинает своё познание мира.
Всё, что он возьмёт с собой, что ему пригодится (и что будет мешать), человек получает именно здесь — в своём первом, «домашнем» круге. Здесь формируется его представление о себе самом и о законах большого мира, о тех правилах, по которым следует жить, об отношениях к людям и о любви, всё-всё-всё…
А точка (он сам) из центра привычного домашнего круга смещается к окружности — на орбиту.
Приходит время, и этот семейный мир, в котором он рос, становится тесен. Человек делает шаг — и выходит из первого круга. И оказывается во втором — общественном. И пусть это всего лишь обыкновенная школа, но здесь он будет учиться дружить, налаживать социальные связи, здесь будет формироваться и меняться его самооценка и умение ценить других людей.
Нарисуйте второй круг так, чтобы первый, меньший по размеру, оказался внутри него и остался с левой стороны.
Это уже иная, новая социальная среда. И задача родителей — помочь переступить эту черту, выйти из первого круга во второй, предоставляя ребёнку всё больше и больше простора для самостоятельности.
Из домашнего круга ребёнок выходит в общественный, социальный. Школа, сверстники, кружки, секции, компании… Здесь он ищет себя среди равных. Но семья (тот самый первый круг) всё равно остаётся основой для дальнейшего построения личности. Та семейная мини-модель отношений теперь отрабатывается на сверстниках, в обществе. Человек набирается опыта. Зависимость от родителей ещё велика, но и собственный опыт, собственное мнение растёт и крепнет.
Обратите внимание! Теперь место семьи — уже не в центре, постепенно и плавно она словно смещается к периферии. Но она никуда не девается, она остаётся в основе — как зерно, как ядро, как образец отношения к миру и к самому себе.
А потом приходит время выходить и из этого, второго круга — ещё дальше от нас, родителей. Почему? Потому что время пришло. А если не отпускать, не выпустить? Если не выпускать (и не выпустить) — повзрослевший ребёнок становится источником постоянной головной боли и постоянных проблем.
Нарисуйте третий круг (или овал) так, чтобы первые два оказались внутри него.
Третий круг (точнее, овал) — это мир, где он будет всё выбирать уже сам: с кем общаться, кого видеть, куда ехать и с кем быть. Это уже та жизнь, которую он сам себе построит.
Родители должны понять, что выросшие дети уже могут обходиться (и жить) собственным умом. И главное, что им надо от родителей сейчас и что вы можете им дать, — чувство эмоциональной защищённости. Впрочем, детям это необходимо во все времена.
Это уже широкий круг и широкий мир, куда шагнул выросший ребёнок со всем тем опытом, который он приобрёл, впитал в семье. Со всеми приёмами и знаниями, которые он приобрёл и отработал на сверстниках и окружающих, с этим он отправится дальше. В большую жизнь.
И здесь, внутри этого третьего круга, но на другой стороне его, ваш выросший ребёнок будет создавать свою собственную семью и свои собственные правила, которые потом понесут по жизни его дети.
А выглядит это, нам думается, вот так:
Три круга, а в третьем — новый маленький круг.
Так весь ваш опыт, все ваши модели, которые возьмёт ребёнок в свою взрослую жизнь, передадутся дальше — в другие поколения. Так образуется родовая цепочка.
Получается такая цепочка…
Это — самая прочная связь поколений, единая нить, по которой — из прошлого в будущее — передаётся энергия, и сила, и опыт. Она связывает пра-пра-прабабушек и пра-пра-правнучек.
Потому, закладывая что-то в ребёнке (а тем более навязывая что-то ему), постарайтесь думать вперёд, на века.
Ваша задача — не передать ненароком то, что в вас «вбили» ваши собственные родители, очистить его от «генетической грязи», ошибочного мировоззрения, ваших заблуждений и ошибок.
Не надо казнить себя за ошибки — просто осознайте и исправьте их, не надо паниковать и метаться, опасаясь наделать новых. Выполняйте «по совести», как только можете хорошо, свою работу и верьте: наши дети могут сделать и больше, и лучше.
Сначала — в уютном мирке своего раннего детства, потом — в разноцветном и разношерстном мире школьных лет.
Приобретая опыт потерь и находок, преодоления трудностей и побед, он узнает законы и правила, по которым живёт человечество на планете Земля. И мир, окружающий его, всё чаще и чаще будет вторгаться в его персональное бытие.
Потом он отпустит родительскую руку и захочет решать свои вопросы сам. И тогда наступят «смутные времена» — подростковые. Мир подростка совсем не похож на наш. Он вообще ни на чей не похож. Здесь действуют свои, совсем неизвестные нам законы. В этом мире ещё живёт и бушует детство. Но в этот же мир уже прокрался ветер перемен, и зовёт, и манит куда-то… Сначала тихо, потом всё громче и громче… И этот властный зов пугает и притягивает одновременно; и не откликнуться на него невозможно. И тогда наши мальчики или девочки — наши дети — делают Шаг. И внезапно два мира — детство и «взрослость» — смешаются в них. И они, теряя один и обретая другой, ещё долго будут маяться и метаться, отталкивать и притягивать, путаться, падать, вставать, и уходить, и возвращаться обратно, чтоб зализывать раны, — и снова потом идти вперед. Каждый ребёнок в свой час идёт туда, куда уходили все мы. Из детства — в отрочество — в юность — во взрослую жизнь.
Свою жизнь человек начинает с единства. С собой и с мамой, а через неё — со всем мирозданием, просто потому что сначала это мироздание — в ней. А потом он отделяется, и приходит в этот мир как в неизвестное место. Он будет исследовать, узнавать его, постигать законы и правила и учиться по ним жить. И искать своё место, настоящее место в этом большом человеческом мире. Но через месяцы и через годы, через десятки лет в нём не загаснет, не растворится та смутная память о единстве, из которого он однажды пришёл. И всю свою жизнь он будет стремиться снова его обрести.
И обретёт — в гармонии с миром и в той безусловной любви, что даёт ощущение первозданного счастья и веры, что ты не один.
И пусть на другом уровне, в другой ипостаси, но единство, как ощущение покоя и счастья, возвращается к нам, родителям: в приятии этого мира, всего целиком! — и людей, и животных, и птиц, и Земли, и Вселенной, зажигающей звезды над нами.
Смотрите также
Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...
Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации
учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо
его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности
педагога, которые н ...
Кризис трехлетнего возраста
— Уходи от меня, я с тобой не дружусь. Щас как зареву на тебя!
Два кризиса вы уже пережили (кризис новорождённости и кризис первого года жизни).
Впрочем, в суете и бесконечных заботах о физическом ...