Почему одни бедные, а другие богатые?О чем говорить с ребенком / Как рассказать ребенку о том, что люди очень разные? / Почему одни бедные, а другие богатые?Страница 3
Исследователи давно пытаются понять, какой из факторов оказывается самым важным и решающим в становлении интеллекта.
Например, известно, что чем старше родители, тем выше интеллект детей. Однако анализ биографий ста выдающихся показывает людям, что «старший родитель» должен быть в среднем 29-летнего возраста (мать) или 36-летнего (отец).
Американцы бьют в набат по поводу старения семьи. Когда первородящей матери уже за сорок, возникает опасение за физическое здоровье детей. Кстати, хорошее питание и достаточное внимание само по себе является серьезным условием для успешного развития детских способностей. Интеллектуальная акселерация следует за физической. Так, в Японии был отмечен бурный рост уровня интеллекта у среднестатистических школьников в послевоенное время, когда в стране стал повышаться уровень жизни и улучшаться образование. В нашей стране такие исследования не проводились, однако очевидно, что в послевоенное время значительно изменился интеллектуальный климат в стране, что позволило нам стать первой космической державой.
Интеллект выше в семьях с меньшим количеством детей. По мере нарастания порядкового номера ребенка снижается его уровень интеллекта. Преимущество в развитии у самых старших детей. Идеальной считается семья с тремя детьми, разница в возрасте между которыми – 5–6 лет. Согласно теории «усталости матки» уровень интеллекта и качества других задатков снижается, если роды следуют одни за другими. Международные исследования А. Зайонца показали на примере развитых стран, что чем больше в семье детей, тем ниже уровень интеллекта у каждого из них. По-видимому, работает еще и механизм усреднения, когда в больших группах способности каждого не усиливаются, а нивелируются. По мере увеличения числа членов семьи основной заботой родителей становится не воспитание и развитие талантов детей, а управление разношерстной ватагой, что легче сделать, если детей приучить вести себя по единому стандарту.
Однако связывать уровень интеллектуального развития ребенка напрямую с количеством его братиков и сестричек не приходится. Во-первых, могут быть прекрасные результаты у многодетных семей, если в ней создана «питательная» интеллектуальная среда, а ценность академических достижений выдвигается родителями на первые места. Во-вторых, гораздо важнее не то, сколько «агентов влияния» на развитие ребенка находится в его постоянном окружении, а то, каким именно образом происходит общение взрослых и детей.
Очень низкие показатели интеллектуального развития детей могут быть связаны с недостатком эмоциональной поддержки со стороны взрослых, так называемым «комплексом сироты».
Вот, что показал простой эксперимент: однояйцевых близецов разделили на две группы и дали одинаковые по сложности задания. Но в первой группе педагоги выражали только одобрение, удивление и другие позитивные эмоции при решении ребенком задачи (конечно, они при этом не давали никаких подсказок). Для второй группы ситуация прямо противоположная – только сухие, наводящие рекомендации для тех, кто испытывает трудности. Побеждает, безусловно, первая, эмоционально поощряемая группа! В этом секрет и благотворного влияния эмоциональных женщин на развитие и реализацию интеллектуальных способностей мужчин. Помимо мам и бабушек, а также наставниц, которых великие (Пушкин, Горький) вспоминают с благодарностью, нужно назвать и возлюбленных гениев, женщин, которые вдохновляли и поддерживали своих одаренных спутников. Миф или рецепт?
Страстное желание родителей воспитать детей с особыми способностями должно учитывать наследственность как фундамент для развития интеллекта. Американский психолог Э. Эриксон утверждает, что вундеркинды – это только миф: все равны перед природой, нужно только хорошо работать. Мне же кажется, что настоящая гениальность – это подарок природы. На каждого вундеркинда можно найти пример, когда из вполне ординарных детей вырастали гении: Эйнштейн, Ван Гог, Вагнер, Пушкин… Академик Зельдович не имел высшего образования. Основатель «Microsoft» Билл Гейтс – самый посредственный ученик в школе, не закончил программу Гарвардского университета (ушел с четвертого курса). Это не мешает ему вкладывать большие средства в образовательные программы и конкурсы для одаренных детей. Из отечественных олигархов никто не был вундеркиндом, среди победителей олимпиад был замечен разве что Олег Дерипаска. Сценариев для успеха – относительного или ошеломительного – очень много, возможно, только самый страшный связан с эксплуатацией детских способностей.
Смотрите также
Помощь подростку в преодолении трудностей взросления
Вначале дадим самые общие представления о психологической помощи. Далее покажем,
как оказывается помощь подросткам, их родителям и педагогам при таких трудностях
взросления, как расстройство настр ...
Проблемы свободного времени
В природе, согласитесь, все устроено просто и разумно: за периодом активности
следует период затишья, отдых, необходимый для того, чтобы набраться сил, восстановить
запасы энергии, запастись новым ...
Ловушки для родителей
Есть всего два вида родительской любви: любовь безусловная и любовь озабоченная.
...