Воспитание и зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе
Военная педагогика / ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ / Воспитание и зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе
Страница 1

Начало истории педагогической мысли восходит к цивилизациям Древнего Востока , зарождение которых относится к IV тыс. до н. э. (возникшие ранее III тыс. до н. э. и сменявшие друг друга государства в междуречье Тигра и Евфрата – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.; Египет; Израиль и Иудея).

Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического вызвало появление специальности учителя, который был хранителем и «ретранслятором» социального, трудового, военного опыта, педагогических идей своего времени.

Педагогическая мысль развивалась в логике эволюции культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и зависимостей. Личность растворялась в семье, касте, социальной группе. С этим были связаны и суровые формы и методы воспитания.

В странах Древнего Востока появились зачатки образования. Первые учебные заведения возникли в городах Месопотамии в III тыс. до н. э. Это было вызвано потребностью хозяйства и культуры в грамотных людях – писцах. Такие заведения получили названия Домов табличек.

С усложнением условий жизнедеятельности задачи и приемы передачи социального, а следовательно, педагогического опыта менялись, что привело к рождению организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивалось в руках специально назначенных для этого лиц.

Специализация обучения усиливалась. Наибольшее распространение получили три типа школ: жреческие, создававшиеся при храмах, которые подготавливали служителей культа; дворцовые, обучавшие писцов-чиновников; военные, в которых учились будущие воины. Обучение было платным, размер платы зависел от авторитета учителя. Выпускники таких школ получали возможность занять высокое место в социальной иерархии.

Содержание образования наиболее широким и многопредметным было в жреческих школах. В них кроме письма, счета и чтения преподавались право, астрология, медицина и религиозные дисциплины. Обучение было долгим и дорогим, отдавать детей в школы (при этом девочек обычно не учили) могли только богатые чиновники и рабовладельцы. На занятиях, продолжавшихся с утра до вечера, царила палочная дисциплина.

В Индии создавались общинные школы (общины земледельцев), школы в городах, при храмах для знатных и богатых. Складывались основы наук – астрономии, геометрии, арифметики, медицины. Знания сосредоточились в руках господствующих групп, облекались мистикой и таинственностью. Помимо закрытых жреческих (придворных) школ возникли школы писцов, служащих.

В I тыс. до н. э. в Древней Индии обучаться обязательно должны были представители трех высших сословий – варн: брахманы, кшатрии и шудры. Наставниками у них были брахманы, жившие при дворах индийских правителей и знати, которые выполняли обязанности жрецов и учителей. Посвящение в ученики считалось делом чрезвычайно серьезным и расценивалось как «зачатие» и «второе рождение», поэтому прошедшие его назывались «дважды рожденными». Учитель-гуру при этом становился духовным «отцом» мальчика (обучались только мальчики), другие ученики этого же гуру – его «братьями». После посвящения, которое проводилось в возрасте 7–8 лет, ученик оставался жить в доме своего наставника до совершеннолетия (16–18 лет и дольше). Курс обучения состоял из чтения и изучения священных текстов и религиозных обрядов, а воспитание проводилось в духе почтительности и повиновения наставнику.

Основным предметом изучения были ведийские гимны и веданги (вспомогательные дисциплины – фонетика, этимология, грамматика и т. д., необходимые для правильного воспроизведения Вед). Научные тексты составлялись в форме сутр – кратких правил для запоминания в стихотворной форме. Ученики сидели на земле вокруг учителя и заучивали сутры, повторяя вслед за учителем. Девочки не учились, их посвящением была свадьба, а гуру – свекор.

В буддийских монастырях также заучивали духовные тексты, сопровождаемые ритмичной музыкой. Отдельно изучали жизнь Будды. Особое место занимало нравственное воспитание.

В Древнем Китае существовали низшие и высшие школы. Большинство детей простых людей и рабов не обучались в школе, знания и навыки получали от родителей. В высших школах в программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль (религиозного характера), письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью и колесницей. Значительное влияние на развитие педагогической мысли оказали Конфуций (551–479 гг. до н.э.) и его последователи. Им был обобщен педагогический опыт Древнего Китая и высказаны оригинальные воспитательные идеи, в частности о всестороннем развитии личности при приоритете нравственного начала.

В целом следует отметить, что многие общественные деятели и мыслители Древнего мира указывали на огромную роль воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (на рубеже V–VI вв. до н. э.) полагалось, чтобы отец (речь шла о свободных гражданах) обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. Там же подчеркивалось, что сын мог не кормить отца в старости, если тот не выучил его никакому ремеслу.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ
Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих, в подготовке офицерских кадров. ...

Аппарат анализа опасностей
Объектом анализа опасностей является система «человек–машина–окружающая среда (ЧМС)», в которой в единый комплекс, предназначенный для выполнения определенных функций, объеди ...

Honda Fit
Honda's fit subcompact hatchback is nearly Civic-sized, and it's the brand's go-to choice for those looking for space without bulk. The current Honda Fit has been around the block a few times. The su ...