Связь педагогики с другими науками
Военная педагогика / ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ / Связь педагогики с другими науками
Страница 3

Таковы основные аспекты связи педагогики с философией.

Особенно большое значение для решения конкретных вопросов обучения и воспитания имеет психология , прежде всего возрастная и педагогическая. Существует несколько наиболее важных узлов связи педагогики и психологии. Главный из них – предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, педагогика разрабатывает методы, способы, средства его воспитания, развития личности. Воспитание, образование, обучение есть не что иное, как развитие психики.

Второй важный момент – общность методов исследования. О наличии тесной связи психологии и педагогики свидетельствует и взаимопроникновение базовых понятий данных наук. Педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Одним из показательных проявлений подобной взаимосвязи явилось формирование такой отрасли психологии, как педагогическая психология. Не менее важным признаком взаимосвязи служат методы этих двух наук. В педагогике многие из них позаимствованы у психологии. Особенно это касается тестирования, опроса и других эмпирических методов.

На эту особую связь указывал К. Д. Ушинский. Он неоднократно подчеркивал, что по значению для педагогики психология – главнейшая среди наук. В предисловии к первому тому «Педагогической антропологии» К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Связь педагогической мысли с психологическим знанием находит отражение во взглядах многих мыслителей прошлого. Так, по Платону, всякое знание есть воспоминание. Душа вспоминает то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения; поэтому обучение и воспитание сводятся к овладению методами и способами такого воспоминания.

Не менее показательны в рассматриваемом аспекте и идеи Аристотеля. Как уже было сказано, он выделял в человеке три вида души: растительную, животную и разумную, каждая из которых проявляется в различных человеческих функциях. Трем видам души, по Аристотелю, соответствуют: физическое, нравственное и умственное воспитание. Цель воспитания, по его мнению, состоит в развитии высших сторон души – разумной и волевой (последнюю Аристотель связывал с ее животной частью).

Древнегреческий философ также считал, что природа дает человеку лишь зародыш способностей, которые должны получить развитие в воспитании. Природа, по представлениям мыслителя, тесно связала три вида души в человеке, и в воспитании мы должны следовать за ней, увязывая физическое, нравственное и умственное воспитание в едином процессе.

Психология по отношению к педагогике выполняет методологическую функцию. Например, личностный подход, разработанный в отечественной психологии, в педагогической науке находит воплощение в таких педагогических принципах, как индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения и воспитания, опора на положительное. Он же проявляется и в ряде методов педагогики – примера, поощрения, принуждения и др.

Очень важную методологическую функцию по отношению к педагогике выполняет принцип деятельностного подхода, составляющий ядро отечественной психологии. Он раскрывает воспитательные возможности любого вида деятельности, требует, чтобы процесс обучения и воспитания осуществлялся в тесной связи с жизнью.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Заключение
Итак, прочитав эту книгу, вы теперь знаете, что  именно мы скрываем от себя и своих детей, боясь нарушить их и свое спокойствие, не зная, как начать разговор, или не считая нужным вообще иска ...

Мальчик в семье
Правильное воспитание детей в том, чтобы дети видели своих родителей такими, каковы они в действительности. Джордж Бернард Шоу Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизв ...

Организация инновационного менеджмента
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Раз ...