Формирование и развитие педагогической культуры офицераВоенная педагогика / ОФИЦЕР – РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Формирование и развитие педагогической культуры офицераСтраница 1
Овладение педагогической культурой – процесс сложный и длительный. Ее элементы закладываются еще в школе и в семье. Но активное овладение педагогической культурой как составным компонентом общей культуры начинается во время обучения в военно-учебном заведении, где ее формированию способствуют быт курсантов, организация их жизни и деятельности, отношения в коллективе и в первую очередь целенаправленный педагогический процесс.
Основные компоненты педагогического процесса в военно-учебном заведении – целенаправленная учебно-воспитательная деятельность командования, профессорско-преподавательского состава кафедр, самостоятельная работа курсантов над усвоением содержания учебного материала, общественная работа курсантов и др.
Дальнейшее формирование и совершенствование педагогической культуры офицера продолжается в течение всего времени службы в трех направлениях.
1. Психолого-педагогическая подготовка : командирская подготовка (изучение вопросов военной педагогики и психологии); общественно-государственная подготовка офицерского состава; научно-теоретические семинары и конференции по проблемам военного образования и воспитания, лектории и военно-педагогические чтения; изучение и внедрение у себя в подразделении передового военно-педагогического опыта учебно-воспитательной работы и другие формы. Данное направление находится в прямой зависимости от системы работы с офицерским составом в масштабе военно-учебного заведения, воинской части, конкретного коллектива подразделения.
2. Самостоятельная военно-педагогическая деятельность офицера с подчиненными военнослужащими с целью решения поставленных педагогических задач. Она контролируется вышестоящими начальниками, но планируется, осмысливается, осуществляется и анализируется самим офицером. Именно в этом направлении огромное влияние на военно-педагогическое становление офицера, на совершенствование его общей и профессиональной культуры оказывает морально-психологический климат, который сложился в части. Здесь большое значение имеют организация жизни в воинском коллективе, организация труда и службы офицеров, господствующее коллективное мнение и настроение, соблюдение системы уставных взаимоотношений, наличие традиций и т. д.
3. Постоянная работа над собой, самообразование и самовоспитание : подготовка и анализ каждого своего учебного занятия; изучение военной, педагогической и психологической литературы; ознакомление с последними исследованиями в этих областях; изучение передового и новаторского педагогического опыта в военном учебно-воспитательном процессе. Кроме того, совершенствованию педагогической, а в целом и общей культуры, способствует изучение военно-исторической и мемуарной литературы. Просмотр и обсуждение лучших отечественных и зарубежных кинофильмов на армейские темы помогают не только рационально понять, но и эмоционально пережить различные нравственные ситуации, возникающие в жизни военнослужащих и требующие от офицеров того или иного командирского и педагогического решения.
Формирование и совершенствование педагогической культуры – процесс сложный и длительный, требующий не кратковременного, а непрерывного, в течение всей жизни напряжения интеллектуальных, нравственных и волевых сил человека, постоянного самообразования и самовоспитания. Тем не менее высокая педагогическая культура может и должна стать достоянием каждого целеустремленного офицера. Необходимость овладения высокой педагогической культурой современным офицером – социальный наказ нашего времени.
Педагогическую культуру офицера можно оценить по таким критериям, как деятельностный, личностный и аксиологический (ценностный).
1. Показатели деятельностного критерия : навыки и умения офицера ставить и решать педагогические задачи, активность в их решении, уровень развития педагогической техники, результативность военно-педагогической деятельности.
2. Показатели личностного критерия : уровень развития интеллектуальных и нравственных качеств офицера, степень развития его психолого-педагогических качеств, педагогических способностей, авторитет.
Смотрите также
Кризис трехлетнего возраста
— Уходи от меня, я с тобой не дружусь. Щас как зареву на тебя!
Два кризиса вы уже пережили (кризис новорождённости и кризис первого года жизни).
Впрочем, в суете и бесконечных заботах о физическом ...
Здравствуй, это я!
Не так давно считалось, что для новорождённого мир — это такая странная реальность,
где всё гудит и светится. И что кроме неясных пятен света и тени он не видит ничего.
Но, оказывается, крохотные д ...
Ребенок-дошколёнок
Буйная фантазия, богатое воображение и неуёмное любопытство превращают ребёнка-дошколёнка
в крайне инициативное существо, которому до всего есть дело.
Мама и тётя Лариса весело обсуждают, что делат ...