Секты – опасные сети для нас и наших детей
О чем говорить с ребенком / Как рассказать о том, что жизнь бесконечна? / Секты – опасные сети для нас и наших детей

Случаи с вовлечением наших детей в секты происходят довольно часто. Отечественная наука называет их деструктивными культами. Они оказывают деструктивное воздействие на психику детей. Психологи беспомощно разводят руками: вернуть ребенка, проведшего в секте несколько недель, восстановить его психику не всегда удается.

Вот общие выводы, к которым пришли отечественные психологи и социологи религии:

• Основная причина попадания в секты детей – неблагополучная обстановка в семье, отсутствие достаточной эмоциональной связи хотя бы с одним из них. Это обстоятельство мешает проведению адекватной реабилитации: ребенка не к кому «прицепить» после того, как его контакты с сектой прекращаются.

• Привлечение детей и молодежи в секты активизировалось в последнее время. После того как критическая масса новообращенных была достигнута, лидеры сект начинают бороться за новое поколение.

• Жизнь в сектах связана не с социализацией детей, а с их десоциализацией, разрывом нормальных для данного общества связей между людьми. Основные, исторически сложившиеся религии обслуживают, укрепляют, консервируют культурные нормы стран, на территории которых они развивались. Нетрадиционные религии могут разрушать, оспаривать и противоречить уже существующим культурным нормам.

• Самое тяжелое и очевидное последствие вовлечения детей в секты – разъединение семьи. Согласно Конвенции о правах ребенка, всякая семья имеет право на единство. В этом пункте сектам может быть предъявлено юридическое обвинение. С точки зрения единства и преемственности психологической жизни семьи лучше, чтобы члены семьи исповедовали одну и ту же религию.

• Агрессивные культы разрушают личностный контроль человека, делают его абсолютно зависимым от общины, приводят к высокой невротизации и стимулируют страх оступиться, согрешить, провиниться, прежде всего, перед окружающими ребенка взрослыми, которые берут на себя миссию судить и контролировать поведение любого члена общества, выдвигая в качестве идеальных простые, неоспоримые ценности.

Говоря психологическим языком, в ребенке воспитывается недоверие к самому себе, его учат воспринимать себя как существо слабое, неустойчивое, а самые сокровенные надежды связывать с ограниченной жизнью общины.

Много лет я наблюдала за религиозной жизнью россиян в разных точках планеты, посещала молельные дома и православные храмы разных деноминаций. Только в Париже их четыре! А в Сиэтле 47 молельных домов наших сектантов, эмигрирующих в США. Мы знаем о нашей еврейской эмиграции, так называемых религиозных беженцах («так называемых» – потому что советские евреи были и оставались образованными атеистами, даже переехав на постоянное место жительства в США и получив существенную поддержку, в том числе и материальную, от еврейских общин). Но вот о другом, гораздо более многочисленном потоке настоящих религиозных беженцев, сектантов из Украины у нас не знает почти никто. Одна из причин: в отличие от евреев, которые привлекают к своим проблемам мировую общественность, украинские сектанты исповедуют скромность, скрытность, недоверие к «чужакам» и стараются держаться подальше от больших городов – «рассадников дьявольской цивилизации».

Смотрите также

Вверх по лесенке
Лёнькина философия: «Мама выше меня. Заряна выше мамы. Папа выше Заряны. Мы как ступеньки». Развитие ребёнка всегда проходит через определённые стадии или, как их ещё называют, периоды. Исследова ...

Враг третий Погоня за идеалом
Папа открывает настольную игру: — А инструкция была? — спрашивает. — Нет, не была. Она ещё не приходила. Все представляют свой идеал по-разному. Но есть что-то, что объединяет все наши «идеальные ...

Проблемы свободного времени
В природе, согласитесь, все устроено просто и разумно: за периодом активности следует период затишья, отдых, необходимый для того, чтобы набраться сил, восстановить запасы энергии, запастись новым ...