Учебно-воспитательные ситуации и задачи
Страница 1

В процессе обучения и воспитания военнослужащих важной единицей анализа оказывается учебно-воспитательная, педагогическая ситуация . Все социальные ситуации, к числу которых относятся и учебно-воспитательные, отличаются исключительной сложностью, динамичностью, изменчивостью, противоречивостью и неопределенностью , т. е. такими параметрами, которые придают им проблемный характер. Ситуацию, включающую неопределенность, а следовательно, требующую решения, принято называть проблемной .

В военной педагогике учебно-воспитательная, педагогическая ситуация

определяется как реальная обстановка, в которой принимаются решения о способах педагогического взаимодействия и воздействия на военнослужащего, с тем чтобы перевести его из исходного состояния обученности, воспитанности, подготовленности в качественно новое.

Осознание ситуации и соотнесение ее с целями обучения и воспитания образуют педагогическую задачу

.

Посредником между целями и средствами (способами действий) выступают субъективные критерии оценки ситуации, которые представляют собой систему личностно значимых ценностей.

Если критерии плохо обозначены (или не осознаются человеком), то они становятся дополнительными источниками неопределенности ситуации. Ее усиливают:

большой состав ситуационных элементов и связей между ними (сложность ситуации);

дефицит или избыточность информации;

лимит времени и др.

Сочетание разных параметров как источников неопределенности образует множество типов проблемных ситуаций.

Каждый из главных элементов ситуации – цель субъекта, способы ее достижения, субъективные критерии ее оценки – могут быть представлены на разных уровнях обобщенности.

По степени обобщенности ситуаций, задач и решений применительно к области обучения выделяют три уровня.

К первому относятся ситуации, задачи и решения, связанные с определением перспектив развития, обучения и воспитания человека.

Второй уровень касается определения общих принципов и стратегий решения проблемных ситуаций.

Третий уровень образуют конкретные педагогические и учебные ситуации.

В проблемной ситуации человек проявляет три основных типа поведения. При первом он вообще не пытается разрешить ситуацию из-за ее низкой для него субъективной значимости или при изменении им целей. При втором типе поведения использует ранее известные и применяемые им способы действия. Третий тип поведения связан с ситуациями, когда человек вынужден формировать новые способы действий.

Отражение в сознании человека соотношения его целей с конкретной ситуацией называется задачей

.

В задаче обычно фиксируется известное несовпадение между желаемым (целями) и действительным (реальностью). В ней субъективно представлены не только цели, но и те обстоятельства или условия, в которых они достигаются. Эти условия, как правило, накладывают на процесс достижения целей самые разные ограничения (дефицит времени, ресурсов, наличных способов действий, информации и т. д.). А. Н. Леонтьев определял задачу как цель в ограниченных условиях.

Общепсихологические представления о содержании и связи понятий проблемной ситуации и задачи находят свое специфическое выражение в области обучения и воспитания.

Перевод проблемной ситуации в педагогическую задачу возникает всякий раз, когда необходимо подвинуть учащегося с одного уровня обученности и воспитанности на более высокий, когда существует множество способов решений и возникает необходимость выбора одного (лучшего) с точки зрения заданного целевого критерия, когда имеются объективные и субъективные ограничения в средствах и условиях достижения целей. «Таким образом, – подчеркивает Н. В. Кузьмина, – задача существует тогда, когда требуется, сохраняя ряд ограничительных условий, перейти из одного состояния в другое и при этом существует более чем одно возможное решение, если все возможные решения не очевидны».

Осознание военнослужащим проблемной ситуации принимает форму учебной задачи.

Специфика учебной задачи состоит в том, что предусмотренные педагогом способы ее решения должны вести к изменению и психическому развитию самих обучаемых . Этим она отличается от всех других задач, цель и результат которых заключаются не в изменении самого субъекта деятельности, а ее предмета.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Здравствуй, это я!
Не так давно считалось, что для новорождённого мир — это такая странная реальность, где всё гудит и светится. И что кроме неясных пятен света и тени он не видит ничего. Но, оказывается, крохотные д ...

Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...

Долевая ответственность
Испортить свою родительскую жизнь можно всего двумя способами: сложив с себя всю ответственность или взяв на себя всю ответственность за рост и развитие ребёнка. В первом случае вы, понятно, приде ...