Методы, действия, операции, виды и направления педагогической диагностикиВоенная педагогика / ОФИЦЕР – РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Методы, действия, операции, виды и направления педагогической диагностикиСтраница 2
4. Повседневная (текущая), заключающаяся в решении диагностических задач в обычных условиях осуществления военно-педагогического процесса. Проводится как постоянное, ежедневное выявление, анализ и оценка педагогически значимых характеристик объектов диагностики и учет данных характеристик в военно-педагогическом процессе. Цель – непрерывное распознавание состояния объектов диагностики.
5. Итоговая, проводимая в конце учебного семестра, учебного года, периодов обучения, по окончании изучения разделов учебной программы, курса боевой подготовки. Осуществляется на специальных проверочных занятиях, основные из которых – экзамены, зачеты, итоговые проверки. Цель – определить объем, глубину и качество знаний, навыков и умений, полученных за определенный период.
6. Исследовательская, включающая углубленное, наиболее квалифицированное изучение состояния, содержания, организации, результативности военно-педагогического процесса и его компонентов.
Основные направления проведения педагогической диагностики в ходе военно-педагогического процесса:
•
диагностика обученности военнослужащих;
•
диагностика воспитанности военнослужащих;
•
диагностика индивидуальных психологических особенностей военнослужащих;
•
диагностика социально-психологических явлений в воинских коллективах;
•
диагностика педагогической деятельности.
Педагогическая диагностика обученнности в военно-учебных заведениях и в целом в Вооруженных Силах проводится наиболее широко и организованно. Это обусловлено рядом факторов, в том числе и жесткой регламентацией проведения диагностики как деятельности по проверке, контролю и оценке уровня обученности военнослужащих. Диагностируются уровень обученности и знаний; навыки и умения; уровень профессиональной подготовки.
При диагностике воспитанности выявляют соответственно уровень воспитанности военнослужащих. Затем на основе полученных результатов отбираются методы и приемы психолого-педагогических воздействий на личность военнослужащего, принимаются управленческие решения, оценивается эффективность воспитательного процесса.
Диагностика воспитанности военнослужащего включает диагностику качеств личности, поведения, отношений. Следует заметить, что в значительной степени она сопряжена с диагностикой психологических особенностей.
Диагностика индивидуально-психологических особенностей военнослужащих включает: диагностику психических познавательных процессов, интеллекта; диагностику свойств личности военнослужащих: темперамента, характера, направленности, способностей; диагностику нервно-психической устойчивости, а также эмоционального и морально-психологического состояния военнослужащих.
Диагностика социально-психологических явлений в воинских коллективах затрагивает социально-психологическую структуру коллектива, взаимоотношения, ролевые позиции и лидерство, микрогруппы, самооценку личности в процессе взаимодействия, конфликты и предрасположенность к ним; психологический климат, морально-психологическое состояние воинского коллектива.
Диагностика педагогической деятельности командного и преподавательского состава имеет отношение к воспитательной, учебной и методической деятельности; научной работе; применению средств обучения.
Один из важных промежуточных результатов проведения педагогической диагностики – педагогический диагноз . Он представляет собой заключение об основных педагогически значимых характеристиках изучавшихся участников, явлениях военно-педагогического процесса.
При формулировке диагноза следует учитывать мнение Л. С. Выготского о том, что серьезной ошибкой является попытка подходить к диагнозу как к установлению ряда симптомов или фактических данных. Он подчеркивал, что при научном диагнозе, базирующемся на известных симптомах, опираясь на них, мы констатируем некий процесс, лежащий в их основе. То есть при формулировании педагогического диагноза следует учитывать не только наличие симптомов, но и вызывающие их причины. При этом следует учесть, что, с одной стороны, возможна чрезмерная общность и неопределенность выводов диагноза, а с другой – слишком большая их категоричность и однозначность. И то и другое затрудняет совершенствование педагогического процесса, объектов диагностики.
Также при формулировании педагогического диагноза необходимо учитывать, что выявляемая в ходе диагностики информация в большинстве случаев отличается определенной степенью неточности, а выводы всегда относительны, поскольку делаются на основании наблюдений, экспериментов, других методов, получены в результате применения одной или нескольких из возможных методик и согласно одному из возможных способов интерпретации данных.
Педагогический диагноз должен ставиться педагогом в соответствии с его профессиональной компетенцией. При этом желательно, чтобы формулировка диагноза содержала и прогноз – профессионально обоснованное предсказание пути и характера дальнейшего развития объекта диагностики.
Смотрите также
Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса
– социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в
изоляции от взрослого мира. С возраст ...
Ребенок-дошколёнок
Буйная фантазия, богатое воображение и неуёмное любопытство превращают ребёнка-дошколёнка
в крайне инициативное существо, которому до всего есть дело.
Мама и тётя Лариса весело обсуждают, что делат ...
ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Результативность воспитания военнослужащих и в целом военно-педагогического процесса
обусловлена учетом индивидуальных и групповых особенностей, категорий военнослужащих
и, соответственно, диффере ...