Функция организации в управлении школойПедагогика / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ / ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / Функция организации в управлении школойСтраница 4
Чтобы избежать этих и других недостатков или недоразумений в организации внутришкольного контроля, важно знать некоторые общие требования. К числу таких требований относятся: систематичность — данное требование направлено на регулярное проведение контроля, на создание в школе системы контроля, позволяющей управлять всем ходом педагогического процесса; объективность — проверка деятельности учителя или педагогического коллектива в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ, на основе выработанных и согласованных критериев; действенность результаты проведенного контроля должны привести к позитивным изменениям, к устранению выявленных недостатков; компетентность проверяющего — знание предмета контроля, владение методикой контроля, умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, умение прогнозировать развитие результатов контроля.
В литературе по педагогическому управлению (М.Л.Портнов, Т. И.Шамова, Н. А. Шубин и др.) в содержание внутришкольного контроля включаются следующие направления:
выполнение организационно-педагогических вопросов всеобуча;
качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов;
качество знаний, умений и навыков учащихся;
уровень воспитанности учащихся;
состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения;
состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы;
работа с педагогическими кадрами;
эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся;
исполнение нормативных документов и принятых решений.
В специальных памятках, инструкциях, рекомендациях, подготовленных государственными органами управления образованием или администрацией школы, конкретизируется каждое указанное направление контроля.
Функция контроля тесно связана с регулированием целостного педагогического процесса. Это обусловлено тем, что целостный педагогический процесс, как любая система, характеризуется стремлением к организации, направляемой деятельностью педагогов и ученического коллектива, с другой — к дезорганизации, в силу воздействия на нее различных внешних и внутренних факторов. С целью устранения противоречия между организацией и дезорганизацией и противодействия случайным факторам и возникает необходимость в регулировании педагогической системы. Причинами дезорганизации педагогического процесса может быть привнесение в его структуру нового содержания, форм, методов, что вызывает нарушение устоявшегося порядка, требует изменения условий, типа мышления субъекта и объекта управления. Необходимость в регулировании возникает также в силу постоянного изменения, развития компонентов системы. Изменяющийся уровень профессионально-педагогической культуры учителей, изменение ценностных ориентаций учащихся и многое другое требует со стороны управляющей системы обоснованного регулирования. Такое регулирование возможно на объективных данных контроля и педагогического анализа. В то же время регулирование позволяет видеть эффективность проведенного контроля, его необходимость и целесообразность.
Виды, формы и методы внутришкольного контроля. Проблема классификации видов, форм и методов внутришкольного контроля в настоящее время остается дискуссионной, что служит подтверждением актуальности данной проблемы в теории и практике и продолжающегося поиска ее оптимального решения. В известной книге М. Л. Портнова «Труд руководителя школы» выделяются три вида контроля: предварительный, текущий, итоговый. Н. А. Шубин, объединяя в одной классификации формы и методы, дает их следующее сочетание: обзорный предварительный, персональный, тематический, фронтальный и классно-обобщающий.
Среди педагогов, теоретиков и практиков, широко известна классификация видов и форм внутришкольного контроля, предложенная Т. И. Шамовой. Эта классификация структурно выдержана, логична, удобна в практическом использовании и главное — виды и формы контроля в полной мере отвечают природе целостного педагогического процесса.
Смотрите также
Волшебники и зомби, или Что мешает родителям быть счастливыми родителями, а
детям - счастливыми детьми
Ребёнок, который только пришёл в этот мир, ещё ничего не знает о нём.
И первая связующая нить, которая протянется между ним и миром, — это наша родительская
любовь. Мы — их земное начало начал, мы ...
Ребенок растет
Ребенок – это чудо, которое живет рядом с нами. Мы стараемся его оберегать и
помогать в развитии. Мы продолжаем задавать себе вопросы: «КАК – общаться, воспитывать,
заставлять, наказывать, исправл ...
Как сказать ребенку, что папа будет жить отдельно?
Прилично ли разводиться? Какие модели семей бывают? Правила оценки ресурсов семьи
Памятка мамам, которые решили развестись • Как укрепить уверенность ребенка в хорошем
будущем ...