Какие бывают программыКниги педагогам / Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти / Волшебники и зомби, или Что мешает родителям быть счастливыми родителями, а
детям - счастливыми детьми / Новый взгляд на старые обстоятельства / Какие бывают программыСтраница 1
— Мама, я знаю пословицу: «Когда я ем, я глуп и нем!»
Увы, почти все «зомби-программы» базируются на нашем желании сделать ребёнка счастливым. Так и выходит, что идея «воспитанный ребёнок», «послушный ребёнок» превращается в программу «ты должен меня слушаться!»; «еда равняется здоровье» — в «чем больше ешь, тем крепче будешь»; «ребёнок должен уметь себя обслуживать» — в «ты обязан…»; идея крепкой здоровой семьи — в «я тебя растила…».
Кстати, сами по себе программы нейтральны; но полезная может превратиться во вредную, если случится перебор. Например, модная сейчас программа «хочу вырастить творческого человека»… Невинная и даже полезная мысль о раннем развитии может вылиться в крутую программу «мой ребёнок—вундеркинд, я сказала!», а мысли о пользе режима дня — в «никаких исключений, отклонений от режима».
В книжном магазине мальчик лет шести очень серьёзно смотрит на полки с русскими сказками. Вдруг глаза его загораются, он вытягивает одну книгу и, медленно полистав, замирает: «Мам, давай купим!» Мама посмотрела на обложку и произнесла мягко, назидательно: «Павлик, эта книга не для тебя. Ты уже большой мальчик, надо уметь выбирать книги по возрасту…» Взгляд у мальчика становится виноватым. Павлик шмыгает носом и, чуть поколебавшись, возвращает сказки на место. Снова перебирает, наконец находит — «Винни-Пуха». «Мам, эту купим?» — «Ну что же ты выбираешь, Павлик, это несерьёзно». — «А эту можно?» — «Ты давно перерос такую литературу». Кажется, он совсем растерялся. Чуть помедлив, он снимает с полки сказки — «Конька-Горбунка», потом «Белоснежку» и… быстро ставит на место. Горбунок забракован, уже «самостоятельно».
У такой мамы вовсю работает программа: «мой ребёнок — вундеркинд». Ребёнку это надо?
В лучшем случае он поверит маме и попытается реализовать её желания: быть самым начитанным, в худшем — ему когда-то надоест жить чужими советами и отказываться от того, к чему его тянет на самом деле. Он взбунтуется. Многие проблемы с подростками — это как раз такой бунт, борьба за самого себя, нежелание принимать навязанное другими, попытка «распрограммироваться».
Сама по себе программа — это всего-навсего свод определённых правил и указов: как, когда и почему поступить следует именно так. Она не плохая и не хорошая, она просто есть. А вот то, как и когда вы её применяете, — это уже другой разговор.
Что она принесёт моему ребёнку: пользу или вред?
Что она принесёт мне самой: пользу или вред?
Или — ещё проще: Это нравится моему ребёнку? Это нравится мне самой?
Интересные вопросы, над которыми неплохо бы поразмыслить в свободное время.
Во многих семьях, где вместе живут и бабушки, и их дочки — молодые мамы, камнем преткновения становится вопрос: как правильно кормить новорождённого — по режиму или «по требованию», то есть тогда, когда ему самому вздумается. И хотя каждый взрослый отстаивает вроде бы свою позицию, на самом деле причина противостояния пришла «по наследству» от прошлых поколений. Тогда (годов до восьмидесятых) педиатры твердили, что младенец должен прикладываться к груди раз в три часа и эту периодичность необходимо выдерживать во что бы то ни стало — для его же пользы. Мамы старались (кто ж не желает пользы своему ребёнку!), младенцы вели себя по-разному: одни легко втягивались в такой режим, другие бурно протестовали. Наша дочка, например, была свято убеждена, что, очнувшись ото сна, она сразу же должна приступить к еде. На все мои сетования медики твердили: соблюдайте интервалы, втянется — привыкнет; старшее же поколение советовало потуже пеленать, тогда, мол, и брыкаться не будет. Из пелёнок дочка ловко вывинчивалась, режим игнорировала, в результате чего я наловчилась спать как часовой на посту — с открытыми глазами, — пристроившись где-нибудь на пеньке в обнимку с коляской. Часы, по которым я засекала время от одного кормления до другого, стали домашним тикающим кошмаром: малышка не желала их признавать — и всё. Спала, бодрствовала и кричала она по своему собственному графику.
Смотрите также
Мальчик в семье
Правильное воспитание детей в том, чтобы дети видели своих родителей такими,
каковы они в действительности.
Джордж Бернард Шоу
Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизв ...
Помощь подростку в преодолении трудностей взросления
Вначале дадим самые общие представления о психологической помощи. Далее покажем,
как оказывается помощь подросткам, их родителям и педагогам при таких трудностях
взросления, как расстройство настр ...
Трудности перехода
Давайте сделаем маленькую передышку и поиграем в слова-ассоциации.
Сейчас мы будем называть слово (существительное), а вы, как только его прочтёте,
сразу же, не раздумывая, называйте своё (прилагат ...