Технологии жизни, которые мы выбираем для себя и своих детейО чем говорить с ребенком / Сколько жизней и детств на свете? / Технологии жизни, которые мы выбираем для себя и своих детейСтраница 1
Наши жизненные установки в разных комбинациях складываются в технологии жизни. Этим занимается экзистенциальная психология – наука о том, как восприятие жизни определяет судьбу человека. «Посеешь высказывание – получишь характер – пожнешь судьбу». Знания, формулировки, которые мы сообщаем нашим детям, влияют на их поступки, эмоциональные реакции, рассуждения, отношения с другими людьми. Чаще мы делаем это спонтанно, неосознанно, «на автомате». Технология жизни может быть навязана человеку, а может быть осознанно усвоена, усовершенствована, изменена. Человек может научиться маневрировать, пытаться вести себя наиболее эффективно, четко понимая, какую задачу он решает.
Психолог Владимир Дружинин выделил следующие технологии (варианты) жизни:
• «Жизнь начинается завтра»
• «Жизнь-откладывание»
• «Жизнь по правилам»
• «Жизнь как сон»
• «Жизнь – трата времени»
• «Жизнь против жизни»
• «Жизнь как достижение целей»
• «Жизнь как творчество»
• «Жизнь как экзистенциальный конструктор»
«Жизнь начинается завтра»
– это жизнь с откладыванием важных событий и решений на потом. Все самое интересное произойдет в ней «как-нибудь потом», «когда сложатся обстоятельства», «выпадет случай» или «мы сами дозреем» до личностных прорывов. Мы настраиваем наших детей на такую жизнь, когда говорим: «Вот вырастешь, узнаешь!» При таком мировоззрении самое важное в жизни ждет нас в самом конце, в Судный день. Так можно гипертрофировать этот принцип. Синдром отстроченной жизни чреват тем, что взрослый человек будет избегать рисковых решений, крутых поворотов в жизни и постарается не брать на себя никаких дополнительных обязательств. При этом его не будет мучить совесть или ощущение, что он чего-то не добирает в жизни. Когда-нибудь все сложится!
«Жизнь-откладывание»
– это мировоззрение или фаталиста, который ждет внешних событий как сигнала к действию, или конформиста, который считает, что не нужно напрягаться, противостоять отношениям с ближайшим окружением. В конце концов, когда-нибудь выпадет шанс поступить и по-другому. Такая жизнь – жизнь осторожного человека. «Кривая выведет! Течение вынесет!» – говорим мы и себе, и детям. А потом удивляемся, почему они такие инфантильные, и ни за что не хотят развиваться, активно менять свою жизнь, идти дальше.
«Жизнь по правилам»
– это жизнь людей, которые очень легко адаптируются, принимают правила жизни окружения и начинают жить по ним, даже если это противоречит их психологии и убеждениям. Мы все учим наших детей хорошим манерам и правилам хорошего тона. Это страхует их от нелепостей во многих ситуациях, но сдерживает их любознательность и умение экспериментировать.
Есть наблюдения, которые показывают, что к хорошим манерам мы в большей мере приучаем девчонок, чем мальчишек. Репутация заведомых сорванцов дарует мальчикам большую степень свободы и инакомыслия. Аккуратность, пунктуальность, старательное исполнение – нормы для девочек. Все знают, что девочки лучше учатся, чем мальчики. Хотя именно мальчики демонстрируют потом более высокие достижения. Одна из причин парадоксальна – их не «трамбуют» хорошими манерами и образцами.
«Жизнь как сон»
– это погружение в грезы, мечты, о том, какой могла бы быть жизнь, та или иная ситуация. Когда мы говорим нашим детям: «Не думай, не расстраивайся! Давай лучше посмотрим кино, мультфильм, поиграем в компьютерную игру…», – мы приглашаем их в мир грез и мечтаний.
Смотрите также
Новый взгляд на старые обстоятельства
Наши дети легко превращают нас в добрых волшебников. Потому что искренне верят:
родители могут всё. И мы стараемся соответствовать этому высокому статусу, и иногда
у нас даже получается. Это мы, к ...
Вверх по лесенке
Лёнькина философия:
«Мама выше меня. Заряна выше мамы.
Папа выше Заряны. Мы как ступеньки».
Развитие ребёнка всегда проходит через определённые стадии или, как их ещё называют,
периоды. Исследова ...
Ребенок растет
Ребенок – это чудо, которое живет рядом с нами. Мы стараемся его оберегать и
помогать в развитии. Мы продолжаем задавать себе вопросы: «КАК – общаться, воспитывать,
заставлять, наказывать, исправл ...