Как сказать малышу: «Я люблю тебя…»

— Да это папа пошутил.

— Я не поняла, где у него улыбка: в сердце или на лице.

Казалось бы, чего проще: подойди и скажи. Но нет. «Детство по-своему видит, думает и чувствует», — так говорил ещё Руссо. А мы добавим: понимает оно в первую очередь не то, что сказано словами, а наши истинные чувства и намерения. И то, как мы, взрослые люди, выполняем их.

Например, любой малыш чувствует настроение своей мамы. Родительскую озабоченность дети часто принимают на свой счёт — мама не в духе, а малыш подумает, что это из-за него такое плохое настроение у мамы, мама им недовольна, а вдруг уже не любит?! И начнёт нервничать, капризничать, липнуть к маме. А та, не понимая, в чём дело, сердится — уже на него. Проблему можно было бы решить, сказав даже маленькому человеку: «Мама сегодня грустная, ты посмотри мультики, сейчас я отдохну, и мы почитаем».

Но лучше всего говорить с малышами о любви на том языке, который им понятен и доступен. На языке жестов, движений, чувств. Когда вы внимательны к нуждам малыша, когда вы вовремя удовлетворяете его потребности, когда часто носите на руках, когда ухаживаете за ним — этим вы и говорите ему «я люблю тебя».

Самое важное для маленького ребёнка — эмоциональный контакт с мамами, папами, бабушками, дедушками, тётями, дядями — с людьми, которые находятся с ним рядом. Массаж, прикосновения, поглаживания — всё это мы дарим ребёнку, но одновременно — и самим себе. В нас живёт смутная память этого давнего языка любви. И уже став совсем взрослыми, мы расцветаем (радуемся), едва почувствовав его.

— Привет, сто лет тебя не видела!

— О, здравствуй, а я тебя вспоминала…

Улыбки, кивки, неназойливые и искренние знаки внимания — это все те же «поглаживания» раннего детства.

Если человек в детстве почему-то был ими обделён, вряд ли он научится дарить и принимать их потом. То есть формально — научится (все умеют здороваться и говорить приятные вещи), но вот так, от души, вряд ли.

Примерно месяцев в восемь малыши начинают бояться чужих людей. Но это не страшно, главное — вести себя с ребёнком так, чтобы не нарушить доверие к вам, родителям, сохранить эту детскую веру в то, что вы надёжны, что он — любим. Почему же он отстраняется от чужих? Просто его нынешний «внешний мир» — это вы, это дом, это его вещи и игрушки. Всё это он пока воспринимает как часть, как продолжение себя самого. И потому не надо настаивать и заставлять, когда ребёнок не желает идти на ручки к чужой тёте или отдать свою игрушку «вон тому мальчику». Это — вежливость для других. Учите его делиться, но — не заставляйте. Просто делитесь сами и будьте сами добры, и тогда, когда подрастёт его самосознание, это умение придёт и к нему. Всему своё время.

«Слова» вашей любви:

1. Привязанность и доверие.

2. Непосредственно эмоциональное общение.

3. Тактильный контакт.

4. Дать возможность проявлять свою независимость.

5. Не пресекать инициативу.

6. Играть и заниматься с малышом.

7. Подключать его к тому, что делаете вы.

8. Поддерживать, когда он что-то делает сам.

9. Позволять проявлять свою волю (под вашим присмотром).

Смотрите также

Кризис трехлетнего возраста
— Уходи от меня, я с тобой не дружусь. Щас как зареву на тебя! Два кризиса вы уже пережили (кризис новорождённости и кризис первого года жизни). Впрочем, в суете и бесконечных заботах о физическом ...

Чуство вины
— Ты Руту жалеешь. Ты Руту уважаешь красиво, а меня нет. Вина захлёстывает родителей по любому поводу. Вам может казаться, что из-за вас малыш не спит по ночам, что у него поднялась температура, чт ...

Ребенок растет
Ребенок – это чудо, которое живет рядом с нами. Мы стараемся его оберегать и помогать в развитии. Мы продолжаем задавать себе вопросы: «КАК – общаться, воспитывать, заставлять, наказывать, исправл ...