Взрослеющие дети в глазах родителейТрудности взросления / Родители и подростки: взаимное отражение / Взрослеющие дети в глазах родителейСтраница 5
Но есть ли иные отношения, где отец, мать и сын видят смысл жизни друг в друге? Да, есть. Галина Константиновна У. каждую свободную минуту стремится провести вместе с сыном Ильей, учеником седьмого класса. Он интересуется жизнью индейцев, мастерит маски, делает украшение на голову из перьев. Мать слушает истории об индейцах, разговаривает с вождем, которого играет Илья. В этой семье видна духовная близость матери и сына, отца и сына, бабушки и внука. Отец и мать берут сына с собой в туристский поход. Там у Ильи есть свои обязанности: разжечь костер, принести воду, наколоть вместе с отцом дров. А потом – первая любовь в восьмом классе, которую Алла и Илья не скрывали от родителей.
Главное, что отличает отношения родителей и подростка в этой семье от других семей – уважение друг к другу. Никогда ни единого оскорбления в адрес друг друга, редкие же двойки отец иронично комментировал. Илья закончил среднюю школу, поступил на работу и в станко–инструментальный институт, потом служил в погранвойсках на Дальнем Востоке, женился. Как и в родительском доме, отношения с Аллой и сыном Ильей уважительные. Все помогают друг другу. Учение в школе рассматривается уже другим Ильей как интересный и полезный труд, так как он часто принимает участие в олимпиадах, иногда получает призы. Как и десять лет тому назад – поразительное взаимопонимание в семье, только теперь у бывшего подростка, ставшего взрослым.
Еще примеры. Как видят родители свою дочь?
Нина – единственный поздний ребенок. Родители – инженеры. Отец, Владимир Николаевич Ч., с дочерью вместе ездят на дачу в выходные дни, украшают газоны фигурками, которые лепит из глины девочка. Анализ законченных предложений свидетельствует о том, что отец занимает позитивную позицию по отношению к дочери. Он отмечает ее особенности по сравнению с другими подростками: «Нина всегда была очень серьезная и по–взрослому рассуждала». Она хорошо рисует и лепит. Ей надо учиться у академиков (в Академии художеств. – В. К.). Хотелось бы мне увидеть ее триумф – награды, победы. Боюсь, не увижу. Она очень талантливый человек». «Хотелось, чтобы она перестала так много заниматься и пожалела себя». Он не раздражается, с оптимизмом смотрит на ее будущее. В девочке его все устраивает.
В другой материнской семье мать, Генриетта Николаевна С., считает дочь своей подругой. Она полагает, что Наташа растет хорошим человеком, добрым, открытым, щедрым. По результатам теста незаконченных предложений можно сказать, что их отношения близки, почти симбиотичны. Они вместе ездят отдыхать на море. Иногда играют на фортепиано в четыре руки. Мать считает Наташу помощницей. Дома иногда ставят спектакли, в которых принимают участие и соседи. Отношения со всеми дружеские. Анализ законченных предложений показывает, что девочка энергична, а мать смотрит на ее будущее оптимистично. Между матерью и дочерью полное взаимопонимание. Надо отметить, что Наташа не интересовалась причинами разрыва отца с матерью. Именно мать Наташи умела договариваться с бывшим мужем о том, что можно звонить, справляться о житье–бытье. Поэтому отношения обеих с отцом не были натянутыми. Надо сказать о том, что инициатором развода была мать Наташи и условия контактов отца с дочерью в этом случае предлагала она.
Когда я думаю о своей девочке, я счастлива, что она у меня есть, умница, помощница, радость моя и надежда в жизни. Уверена, что она никогда меня не бросит. Мне нравится в моей Наташе то, что она правильно понимает многие сложные проблемы, например то, что иногда нет денег. Она достаточно упорна, чтобы развить в себе музыкальные способности. Я хотела бы, чтобы она была всегда здорова. Боюсь, что ее могут обмануть, так как она доверчива и открыта. Меня ничего в ней не раздражает. Может, беспокоит то, что берется за многое, а это требует много сил. Когда она росла, много болела.
Смотрите также
Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса
– социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в
изоляции от взрослого мира. С возраст ...
Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...
Кто ваш ребенок?
Уровень развития ребенка-дошкольника Несколько правил разговора с ребенком о
жизни Какого цвета жизнь вашего ребенка? Немного об индивидуальных различиях детей
Как любить ребенка? • Как научить ег ...