Они мыслят иначе

Они, конечно, существа тоже разумные, но… другие. Трудности начинаются, когда мы общаемся с ними исходя из «взрослого» разума, забывая, что ребёнок ещё до него не дорос.

Буквально сегодня я слышала диалог.

Под окном проходят мама и сын-дошколёнок. Мама:

— Егор, не трогай шапку! (Егор, видимо, пытается её снять.) Егор, кому говорю, надень шапку, надень сейчас же!!! (Судя по протестующему «у-у-у», мама натягивает головной убор на сына.) Не смей больше снимать! Роль старых, добрых диафильмов в развитии речи у ребенка

(Пауза.) Потом опять — ласково:

— Егор, нельзя без шапки, ты ещё маленький…

— У-у-у-у И!

Любящая мама сделала всё возможное, чтобы её ненаглядный дошколёнок встал на дыбы и немедленно постарался содрать с себя головной убор. А если всё-таки мама проявит твёрдость и шапка останется сидеть, где ей и положено — на голове, то уж обида под ней затаится обязательно.

Когда вы убеждаете в чём-то ребёнка, то и аргументы надо подбирать весомые для него (а не для взрослого). Учитывая его приоритеты и его особенности мышления. Как маме потребовать от Егора того же, но иначе: «Нельзя, солнце напечёт голову, и ты…», «Эта шапка — волшебная. Она специально лежала в магазине и ждала, пока придет Егор».

Особенность детского мышления в том, что оно:

· конкретное,

· наглядно-образное и

· эйдическое.

Дети умеют думать картинками, конкретными образами, и, чтобы понять (и воспринять, и запомнить) что-то новенькое, им легче всего, когда это «что-то» конкретно и наглядно.

А всё, что ребёнок видит, буквально впечатывается в память.

Рассказываю Лёне эпизод из «Дяди Стёпы», как он поднял мальчика к потолку и тот увидел свою маму. Недоумение:

— А зачем мама на потолок забралась?

Разум ребёнка — это не миниатюрная модель мозга взрослого человека.

· То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может иметь огромное значение. И наоборот, то, что вам кажется очень важным, на шкале детских ценностей может располагаться ниже нуля.

· Детям недоступна логика взрослых. То, что понятно и ясно взрослым, детям может показаться странным и неправильным.

· Дети могут неверно истолковывать наши поступки, и тогда они покажутся им несправедливыми.

· Сначала ребёнок чувствует и действует и только потом начинает думать.

· Ребёнок всегда добивается (нуждается в) вашей любви.

Нельзя обижаться на ребёнка только за то, что он поступает по-детски.

Рассмотрим с этой точки зрения две особенности детского мировосприятия, с которыми мы сталкиваемся постоянно. Эгоцентризм и анимизм. И поищем свои ошибки. В этом возрасте деткам свойственны два в общем-то оригинальных качества: эгоцентризм—ребёнок не понимает чувств и эмоций другого существа, воспринимает все, что происходит, «через себя». И анимизм — ребёнок наделяет неживую природу свойствами разумного существа.

Смотрите также

Враг третий Погоня за идеалом
Папа открывает настольную игру: — А инструкция была? — спрашивает. — Нет, не была. Она ещё не приходила. Все представляют свой идеал по-разному. Но есть что-то, что объединяет все наши «идеальные ...

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое предназначение по обеспе ...

Honda Fit
Honda's fit subcompact hatchback is nearly Civic-sized, and it's the brand's go-to choice for those looking for space without bulk. The current Honda Fit has been around the block a few times. The su ...