Механизмы формирования взаимоотношений подростков с родителямиТрудности взросления / Родители и подростки: взаимное отражение / Механизмы формирования взаимоотношений подростков с родителямиСтраница 2
Вторых отличают наличие социальной дистанции, повышенные интонации, окрики, отсутствие обмена взглядами, грубость, заниженные оценки другого, несдержанность, неуравновешенность, несогласие, неумение выслушать противоположную сторону, критика, адресованная другому, излишние требования, приказы, прекращение общения, отсутствие вербального и физического контакта, отчужденность, холодность и др. Примеры таких взаимоотношений описаны выше.
Взаимоотношения родителей с подростками не могут быть однозначными на протяжении совместной жизни: они могут меняться в сторону улучшения или ухудшения.
В нашем исследовании оказалось, что тот или иной тип взаимоотношений может формироваться под влиянием определенных коммуникативных воздействий: поощрения, согласия, благодарности или, наоборот, выговора, окрика, грубости, предупреждения о наказании и т. п.
В диссертационном исследовании И. А. Кузнецовой «Духовно–нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей» исследовались религиозная и атеистическая семьи с детьми в возрасте до 14 лет. Для верующих и неверующих родителей не выявлено различий в предпочтении эмоциональных ценностей. И те и другие родители на первые места ставят альтруистические, коммуникативные и праксические (возникающие в практической деятельности. – В. К.) ценности.
При исследовании удовлетворенности браком выявлено, что большинство родителей в обеих группах считают свой брак достаточно благополучным. Для верующих родителей, в частности для матерей, характерна более высокая степень удовлетворенности браком, чем для атеистов (табл. 11). У верующих и неверующих отцов различия не выявлены.
Таблица 11
Удовлетворенность браком верующих и неверующих родителей
И. А. Кузнецова утверждает, что верующие родители в отличие от неверующих не склонны к симбиотическим отношениям со своими детьми–подростками. Обнаружены различия в отношениях родителей с детьми в верующих и неверующих семьях. Верующие родители при воспитании своих детей учитывают пол подростка. Они по–разному воспитывают мальчиков и девочек, более строги к подросткам, чем неверующие, у них меньше разногласий во взглядах на ситуацию в семье, они считают себя не совсем последовательными в отношениях к детям, часто бывают не удовлетворены отношениями с ними.
Верующие дети больше ощущают автономность, предоставляемую им родителями, эмоциональную близость с ними. Со стороны родителей чаще проявляется стремление к сотрудничеству и согласию с подростками по сравнению с неверующими.
Родители верующих детей чаще пользуются у подростков высоким авторитетом. В семьях верующих отношения друг к другу были почтительны. Исследование дало основание ученому считать, что в религиозных общностях складываются отношения авторитетного типа, при котором слово старшего, отца или матери, имеет «магическую» силу, оно принимается на веру сразу по принципу импринтинга, о котором уже говорилось раньше. При авторитетных взаимоотношениях не только высокий уровень контроля, но и взаимодействие родителей с детьми отличается большой теплотой, особенно с матерью. А вот отцу дети отводят наименее эмоционально значимое место в семейной иерархии. Кроме того, оказалось, что подростки из верующих семей отличаются меньшей агрессивностью, чем дети из неверующих (мальчики–подростки), и более низким уровнем тревожности и подозрительности (девочки–подростки). В целом эти дети более оптимистичны, активны, направлены на помощь людям, более правдивы, имеют более высокий уровень рефлексии.
Полученные данные вызывают несколько вопросов:
♦ «Правильно» ли любят родители своих детей (хотя слова «правильная любовь» не вполне адекватно характеризуют нормальные уважительные отношения подростка со своими родителями)?
♦ Насколько последовательно и постоянно родители используют одну и ту же систему оценок и воздействий на подростков?
♦ Нет ли в воспитании резких переходов – от безмятежной, неразумной любви к детям со множеством подарков до наказаний, которые раньше и не применялись за те же самые действия?
Смотрите также
Как они растут
Чтобы освободиться от подавленных эмоций, надо:
1) признать, что они существуют;
2) разрешить себе сделать то, что не позволялось в детстве;
3) рассказать, пережить снова это чувство, состояние.
О ...
Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...
Аппарат анализа опасностей
Объектом анализа опасностей является система «человек–машина–окружающая среда (ЧМС)», в которой в единый комплекс, предназначенный для выполнения определенных функций, объеди ...