Научите справляться с заданиями
Страница 1

… Будем в школе мы учиться обязательно на «пять»… Так поют выпускники в детском саду на прощальном утреннике. Самое удивительное, что они действительно верят — все поголовно! — в то, что запросто станут отличниками. Но вот проходит месяц-другой — и начинаются первые разочарования. Оценок пока им, конечно, не ставят, но дети прекрасно понимают, что означают солнышки, тучки да звёздочки, вложенные учительницей в их тетради. И неколебимость в «отличнинском» будущем начинает кой у кого потихоньку растворяться. А тут ещё и домашние задания, которые надо делать обя-за-тель-но! И не просто так делать, а чтоб маме и папе (ну, кто там ещё у вас проверяет?) понравилось. А если не понравится, то придётся переделывать. С точки зрения ребёнка это полная несправедливость. Сначала уроки, и только потом — игра, сначала — обязаловка, потом удовольствия. А ведь совсем недавно было всё наоборот… Детям не так и просто перестроиться с жизни вольной и беспечной на трудовую, где слова «ты должен» становятся впереди всех других. Пожалуй, из-за этого и начинаются различные недоразумения.

Мы частенько путаем два понятия: «может» и «хочет».

Любой нормальный ребёнок, поступая в школу, действительно хочет хорошо учиться.

Но он не может сразу вот так взять и превратиться в сознательного ученика.

Такое превращение может идти двумя путями:

1. Родители чётко контролируют ребёнка.

2. Родители учат ребёнка контролировать самого себя. Первый способ и проще, и, казалось бы, эффективней.

«Садись за уроки!», «перепиши», «не торопись», «посчитай, сколько клеточек», «читай отсюда»… ребёнок более-менее старательно выполняет наши требования (а куда деваться-то?). Но вскоре вы заметите (классу ко второму-третьему), что он без вас не может (или не хочет, или боится — вдруг не выйдет?) как следует выполнять те же домашние задания… Как правило, для таких тотально контролируемых детей со временем важен становится не сам процесс учёбы (то есть открытий и узнавания нового), а результат — отметки, которые они получают. (Потому рядовые неудачи, от которых не застрахован никто, становятся причиной нервных срывов и долгих переживаний.) Или, если нервная система ребёнка достаточно крепка, он превратится в упрямого бычка, а вы в тот самый стимул, который будет вечно погонять.

Второй способ куда канительней. Но зато здесь больше шансов, что ребёнок научится получать радость от самого ученья и обучения. Для вас же главное его преимущество в том, что вы постепенно освобождаете себя от роли надсмотрщика и погонялы, а превращаетесь в соучастника и старшего помощника. Правда, скажем честно, есть большой риск, что ребёнок не станет отличником: ведь он не зациклен на результате. Но зато и больше шансов, что он останется личностью творческой.

Впрочем, выбор за вами.

Итак, вы стоите над ребёнком и потихоньку выходите из себя, наблюдая, как страшно замедленно, качаясь то влево, то в вправо, залезая то выше, то ниже строки, из-под пера появляются палочки-крючочки…

Вас выводит это из себя? Тогда сами возьмите в руки ручку. В левую, если вы правша, в правую — если левша. И попробуйте быстро и красиво написать три слова и одно предложение: Благоразумие, Сочувствие, Понимание.

Попробовали? И как у вас быстро и красиво получилось?

Любуясь на свои собственные каракули, вспоминайте, что ребёнок тоже хочет сделать хорошо. Он просто много чего ещё не умеет.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Враг третий Погоня за идеалом
Папа открывает настольную игру: — А инструкция была? — спрашивает. — Нет, не была. Она ещё не приходила. Все представляют свой идеал по-разному. Но есть что-то, что объединяет все наши «идеальные ...

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое предназначение по обеспе ...

Как сказать ребенку, что папа будет жить отдельно?
Прилично ли разводиться? Какие модели семей бывают? Правила оценки ресурсов семьи Памятка мамам, которые решили развестись • Как укрепить уверенность ребенка в хорошем будущем ...