ЛИДЕРЫ, ТАНДЕМЫ, ТЕСТЫКниги педагогам / Воспитание подростка / ЛИДЕРЫ, ТАНДЕМЫ, ТЕСТЫСтраница 1
Опекать значит руководить младшими, а также то, что при взаимоотношениях равенства некоторые, самые необходимые основы закладываемых знаний усваиваются лучше обоюдно как у опекуна, так и у опекаемого. 225. Идея совмещения младших и старших классов с разрывом в один год вполне реализуема в наших школах при не слишком большой численности каждого класса.
Польза от такого совмещения очевидна: старшим полезно повторение, младшие заглядывают в будущее, в них пробуждается предвкушение науки. Кроме того, присутствует обычная «поза» старших немного порисоваться перед малышней своими знаниями и естественное стремление малышей не ударить в грязь лицом перед старшеклассниками.
Но тут необходима и особая подготовка. Очень важно каждого из младших закрепить за старшим опекуном, учитывая своеобразные физиологические, социологические и психологические особенности каждого тандема. Основным тестом тут будет тест на совместимость. 226. Если нет реальной возможности объединять два класса, создавая монолит опекунов и опекаемых, тандем благополучно создается и для внеклассной работы.
Только не надо применять уничижительную терминологию: «подтянуть», «взять на буксир», «помочь исправить двойку»… Тандем должен быть равноправным. Костя из шестого класса хорошо поет, а у Иванова из седьмого хорошие знания по физике. Пусть они помогут друг другу, устроят «бартер» по обмену знаниями, умением.
Усилить тандем можно выставлением общих оценок тем, кто идет «в одной связке». Костя получил тройку, а Иванов пятерку. Общая оценка будет у каждого четыре. И наоборот. Аналогично при ведении преподавательского процесса микролидерами. Микрогруппа, контролируемая лидером дублером учителя, будет получать общие оценки, выводимые как среднее отметок всех членов группы. 227. Вот мы и подошли к развитию «вкусной» идеи высшей форме самодеятельности, соучастию ученика в работе учителя.
Это уже не доклады по домашним заготовкам. Это полноправное ведение части урока с правом спрашивать, выставлять отметки, делать записи в дневнике, пользоваться классным журналом. 228. Однако в пылу новаторства не ломайте сразу копья об инертность различных роно, гороно и т. д. Заведите второй классный журнал, отметки считайте условными. Пусть это будет и по-настоящему, и немного «понарошку». Пусть это будет ваша с классом игровая договоренность.
Сегодня физика. Десять минут урока возложены на Петрова. Он должен решить с классом бессмертную задачу о бассейне, в который много веков подряд вливается-выливается вода по двум трубам.
Завтра русский. Иванов начинает урок, у него 12 минут для рассказа о правописании шипящих. С примерами, с активными вопросами ответ класса.
Лабораторная работа по химии. Все заранее прорепетировано. 30 минут урока ведет ответственная тройка: Петров, Иванов, Галкина. Кстати, почему мы забыли увлекательные судебные процессы, когда на скамье подсудимых сидели Чацкий, Онегин, Печорин?
Неужели у нас в классе не найдется прокуроров, адвокатов, судейской коллегии, присяжных заседателей? Ведь «судить» можно не только литературных героев посадим на скамью самого Ньютона с его третьим законом, а то возьмем и попробуем «навесить статью» второму закону термодинамики!
Характерно, что наиболее активно будет работать с Ивановым не весь класс, а его микрогруппа, его «семья» вне зависимости от положения его в этой «семье». Если он лидер тут и объяснять нечего, если скрытый бунтовщик, «возмутитель спокойствия» то с азартом, ожиданием какой-нибудь «хохмы», «шкоды», если наблюдатель, представитель слабой части группы то с сочувствием, желая помочь. Тем более что ответ любого из них вкладывается в общую оценку группы. Так что все в лучшем «уголовном» смысле «повязаны круговой порукой». 229. Выявление нужных микрогруппа, тандемов, составление общей психологической и социальной схемы класса дело непростое. Опытные преподаватели инстинктивно чувствуют эту схему и умело своим знанием (они считают, что это знание характеров) пользуются.Работа с тестами не захватила наши школы так, как на Западе. Даже коэффициент интеллектуальности у нас не выводится, хотя знание его полезно и учителю и ученику. Тест же на совместимость вообще, пожалуй, удел только космонавтов и подводников. 230. Но давайте поразмышляем в плане тестов.
Смотрите также
ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Ее значение
в развитии современного образования, решении задач обучения и воспитания подрастающего
поколения постоянно возрастает. ...
Учет: понятие, необходимость, стадии
Оперативный учет – система учета хозяйственных операций на рабочих местах. Отличительный признак этого вида учета – оперативность получения и использования информации о хозяйственных опе ...
Аппарат анализа опасностей
Объектом анализа опасностей является система «человек–машина–окружающая среда (ЧМС)», в которой в единый комплекс, предназначенный для выполнения определенных функций, объеди ...