ЗРЕЛОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Книги педагогам / Воспитание подростка / ЗРЕЛОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Страница 1

Люди не «мыслящий тростник», люди способны на преображение.

«Откуда, как разлад возник? И отчего же в общем хоре душа не то поет, что море, и ропщет мыслящий тростник?»

Ф. Тютчев.

У многих психологов определение зрелости сходно с тем, которое вложил Фрейд в определение «зрелой личности»: здесь главные критерии – стремление работать и способность любить другого человека ради него самого, а не просто из-за того, что этот человек соответствует подсознательным установкам. 249. Иными словами, зрелость представляет собой оптимальный уровень душевного здоровья, проявляющийся в способности к конструктивному, логичному поведению, хорошей адаптивности и умении отвечать за самого себя.

Зрелая личность аутентична (то есть равна себе), спонтанна и внутренне свободна. Для достижения цели такой человек опирается прежде всего на самого себя, актуализирует свой опыт и использует свои силы, а не манипулирует окружающими. Он не вовлекает себя в стереотипы ролевых игр, манипуляторных по своей сути. 250. Познакомьтесь с моделью Эверетта Шостра который, описывает восемь манипуляторных типов.

Диктатор

Преувеличивает свою силу, пытается доминировать, приказывать, демонстрировать свою власть.

Разновидности: настоятельница, начальник, «пахан», уголовный «авторитет», главарь микрогруппы.

Тряпка

Обычно жертва диктатора и его прямая противоположность. Преувеличивает свою чувствительность. Основные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать.

Разновидности: мнительный, глупый, конформист, смущающийся, отступающий.

Калькулятор

Преувеличивает необходимость всех контролировать. Обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой – перепроверить других.

Разновидности: делец, аферист, игрок, деятель рекламы, шантажист.

Прилипала

Изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Его сила – в его слабости.

Разновидности: паразит, нытик, вечный ребенок, ипохондрик, беспомощный.

Хулиган

Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз.

Разновидности: оскорбитель, ненавистник, бандит. Женская разновидность «хулигана» – сварливая баба («пила»).

Славный парень

Преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность.

Разновидности: угодливый, добродетельный моралист, человек организации.

Судья

Преувеличивает свою критичность. Подозрителен, полон обвинений, с трудом прощает.

Разновидности: всезнающий, обвинитель, обличитель, собиратель улик, позорящий, оценщик, мститель, критик.

Защитник

Чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Выражает сочувствие сверх всякой меры. Слишком заботится о других, вместо того чтобы заниматься своими делами.

Разновидности: утешитель, покровитель, мученик, помощник, меценат. 251. Разумеется, данная классификация, как и всякая другая, не может быть исчерпывающей в отношении проникновения в душевные глубины человеческого мира. Но ее ценность в том, что она дает нам некую систему опознавательных знаков, по которым можно более успешно ориентироваться в психологическом пространстве окружающих нас людей.

А любому воспитателю (педагогу) очень важно иметь возможность производить относительную оценку личности ученика (особенно при тестировании и составлении психосоциального портрета класса) для того, чтобы успешно взаимодействовать с ним.

Однако для достижения истинной зрелости человеку необходимо не только осмыслить свои «защиты», чтобы в дальнейшем отказаться от них, но и пройти все свои невротические уровни и ликвидировать их, словно снимая кожуру с луковицы. 252. Перлз выделяет четыре таких уровня.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Враг третий Погоня за идеалом
Папа открывает настольную игру: — А инструкция была? — спрашивает. — Нет, не была. Она ещё не приходила. Все представляют свой идеал по-разному. Но есть что-то, что объединяет все наши «идеальные ...

Младшеклассник и другие
В три года человек осознал своё собственное «Я» и громко заявил об этом миру. Впрочем, мир его был тогда не большой и совсем-совсем домашний. Теперь же он выходит в «большую жизнь»: школа, друзья, ...

Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности педагога, которые н ...