ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Страница 1

Пожалуй, мало о ком ходит столько легенд, как о «старом докторе» Януше Корчаке, не пожелавшем расстаться со своими воспитанниками, которых отправляли в лагерь смерти, и добровольно разделившем с ними смерть в газовой камере Треблинки в 1942 году. В Корчаке соединились проницательный врач-педиатр, выдающийся писатель, умелый педагог и крупный общественный деятель. Отношение людей – барометр воспитания. Человек для человека – лучшее лекарство. А искусство педагога и есть искусство врача. 256. Предлагаем вашему вниманию некоторые советы Януша Корчака —личности уникальной, одаренной, своеобразной.

Каждый ребенок – это явление, а педагогика иногда слишком упрощает задачи воспитания. Нельзя представлять жизнь как сборник задач, в каждой из которых ответ один, а способов решения – не больше двух. Воспитатель, питающий иллюзию, что перед ним мир открытых, чистых и нежных детских душ, расположение и доверие которых легко снискать, вскоре разочаруется. 257. Только тогда можно начинать плановую воспитательную работу, когда мы осознаем все воспитательные возможности самого коллектива.

Можно привить правдолюбие, трудолюбие, честность, откровенность, но никто не переделает ребенка на свой лад. Он будет таким, какой он есть. Береза останется березой, дуб – дубом, а лопух – лопухом. Можно только разбудить то, что дремлет в детской душе, но ничего нового создать нельзя. 258. Утомляет и изнуряет нас подвижная, шумная, но интересна жизнь ребенка. Он заставляет нас задумываться и удивляться мы открываем в нем новое проводим эксперименты, пробу ем что-то изменить, но зачастую наши старания дают противоположный результат.Реже выступаем мы в роли советчиков и утешителей ребенка, чаще становимся суровыми судьями. Мы стремимся вынести приговор и тотчас наказать ребенка. Немедленное наказание дает печальный результат – проказы, капризы, озорство ребенка станут более редкими, зато проявляться будут гораздо резче. Возникнет необходимость следить за ребенком, не спускать с него глаз, ломать его сопротивление и волю, чтобы застраховать себя от каких-то неожиданностей.

Отсюда начинается падение воспитателя: он пренебрегает ребенком, не доверяет ему, подозревает, следит, подлавливает, ругает, оскорбляет и наказывает, ищет различные способы, чтобы не дозволить, помешать. 259. Существует неверное суждение, что излишняя доброжелательность портит детей: они распоясываются, за доброту, платят непослушанием и не боятся наказаний.

На все притеснения и издевки дети ответят нам недоверием и пренебрежением, на нашу неблагожелательность – неприязнью и протестом, на наше недоверие – своей скрытностью.

Если воспитатель ищет в детях только положительные черты характера и отмечает в них только то, что кажется ему наиболее ценным и важным, если хочет всех подогнать под одну мерку и всех повести в одну сторону – он обязательно ошибется: одни прикинутся и подделаются под его догмы, другие поверят, но влиянию поддадутся только до поры до времени. Когда раскрывается истинное существо ребенка, он сам – не хуже воспитателя, но гораздо мучительнее – осознает свои ошибки. Чем сильнее стремление подавить личность, сделать ребенка, таким, как все, и подчинить его своем авторитету и влиянию, тем сильнее ответный бунт и сопротивление. 260. В одной книжке я прочел о дрессировке диких зверей, там же нашел объяснения. Лев опасен не тогда, когда сердится, а тогда, когда разыграется, – тут он не прочь посвоевольничать.

Ребенок ведет себя так же. Как совладать с ним? Здесь необходимо знание не только психологии, еще более – медицины, социологии, этнологии, истории, поэзии, криминологии, а также нужны молитвенники и пособия по дрессировке. Искусство вечно, а жизнь человечества бесконечна. 261. Мы играем с детьми в нечестные игры, слабостям и недостаткам детского возраста противопоставляем преимущества взрослого.

Мы, как шулеры, подтасовываем карты таким образом, что детям оставляем худшие, себе же забираем все козыри. А среди нас довольно людей легкомысленных, алчных, глупых, ленивых, бессовестных, всякого-рода авантюристов, мошенников, пьяниц, воров. Сколько преступлений, раскрытых и тайных, совершают взрослые, сколько среди них раздоров, коварства, зависти, наговоров, шантажа! Сколько разыгрывается тихих семейных трагедий, в которых потерпевшим прежде всего оказывается ребенок!

И мы смеем ругать детей и обвинять их в чем-то?! 262. Ребенок не так уж глуп, как нам кажется, – дураков среди взрослых не меньше, чем глупцов среди детей.

У ребенка есть прошлое и будущее, у него есть свои мечты, свои воспоминания и время раздумий. Он так же, как и взрослые, все запоминает и вспоминает о чем-нибудь, так же все оценивает, так же логически рассуждает, но ошибается в своих рассуждениях, когда не хватает опыта и знаний. Он так же верит и сомневается. 263. У ребенка должно быть право на собственность и право иметь деньги.

Ребенок переживает и разделяет материальные трудности семьи, ощущает все недостатки, сравнивает, кто богаче, а кто беднее, стесняется и тяготится своим нищенством. Никому не хочется быть в тягость другому. 264. Давайте больше разрешать и доверять детям, пусть у них будет больше солнца и радости. Именно так.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Итоги первой части
1. Нашим детям нужна безусловная любовь. Не «сегодня я люблю тебя за пятерку» и не «уходи, ты разбил стекло, я тебя не люблю». Любовь не предмет торга. 2. Ребёнок всегда должен быть уверен в любви ...

Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...

Здравствуй, это я!
Не так давно считалось, что для новорождённого мир — это такая странная реальность, где всё гудит и светится. И что кроме неясных пятен света и тени он не видит ничего. Но, оказывается, крохотные д ...