Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам
Трудности взросления / Помощь подростку в преодолении трудностей взросления / Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам
Страница 2

Психологическая помощь, основанная на морита–терапии, по сути, напоминает учение дзен–буддизма. Главным звеном в этом методе является принцип невмешательства. Понимание самого себя должно привести к единению с другими. Этот метод психологической помощи стоит особняком от известных у нас в стране и, очевидно, найдет приверженцев.

Более известны методы помощи личности, находящейся в группе. Воздействие на нее будет усиливаться именно потому, что она не одна.

В качестве примера опишем занятия с подростками в лагере «Орленок». Природные защитные механизмы лучше проявляются тогда, когда подростки именно в условиях инициации встречаются с опасными, пугающими случаями при неопределенности (природная сенсорная депривация). Испытания проходят ночью, неожиданно в определенное время начинаются какие–то шумы, всхлипывания, вздохи и пр. Кроме того, с подростками работают психологи и педагоги в течение нескольких дней. Им говорят, что скоро их будут испытывать на страх нагнетением страха. Знаковое слово «страх» повторяется. Появляется негативная эмоция, у подростка усиливается тревожное ожидание.

Место проведения:

летом – в лесу, в плохую погоду – просторное закрытое помещение, с коридорами, лестницами. Комнаты изолированы от тех, где находятся люди, окна занавешены. Проводятся мероприятия вечером с 17.00 до 18.30 или в 19.00–20.30 в зависимости от времени года. Участвует группа подростков от 7 до 25 человек.

Оборудование:

50 свечей для обозначения маршрута и создания особой таинственности и загадочности; сухие ветки для костра, чучела, одетые в костюм цвета хаки; полые дыни, тыквы, арбузы с вырезанными отверстиями для рта, глаз. Эти головы в ночи будут перемещаться вдали от дорожки; мешок смеха (в нужное время раздастся смех), записанные на магнитофон странные звуки: плач, хихиканье, вздохи; бельевая веревка для фиксации чучел на дороге; шпагат для установки нефиксированных препятствий; волейбольная сетка (она упадет сверху на проходящих); человеческий скелет; пластмассовое ведро с водой с плавающими водорослями для опутывания ими взрослых, которые проводят эксперимент снятия страха; несколько простыней; черный балахон; размалеванные куклы; по всему пути лежит одежда, сложенная в виде человеческих тел. Ребята одеты по–спортивному.

В организационном периоде с подростками проводятся беседа и психологическая подготовка. Под руководством взрослых они совершают поздние прогулки, на несколько метров впереди всех идет один. Он оказывается один на один с неизвестностью. Возникающая напряженность вполне естественна, так как выражает стремление человека к самосохранению. Задача психолога – поддержать подростка. Прогулки по ночам готовят подростка к совладанию со страхом.

Погружение в напряженную и «опасную» ситуацию начинается с подготовки подростков к совладанию с экстремальными ситуациями. Для этого с ребятами проводят подготовительную работу: беседу о необходимости человека справляться с различными экстремальными ситуациями, о возможности перебороть самого себя. Подростки должны усвоить, что психическое напряжение – это норма жизни человека, оно мобилизует его силы. Однако если оно чрезмерно и неадекватно, то перерастает в отрицательное чувство – паники, ужаса, различных фобий. 3атем следуют упражнения по подготовке к неожиданным пугающим ситуациям, физические упражнения (прыжки с высоких предметов, переходы по неустойчивым мостикам, бег на ходулях, вращение на круге для тренировки вестибулярного аппарата, катание на качелях с большой амплитудой, упражнение на спортивном колесе, когда подросток оказывается в положении вниз головой и т. п.). Эти занятия можно разнообразить и проводить их подобно телепередаче «Фактор страха». Однако такая деятельность должна проходить под контролем врачей.

Погружение в пугающую и необычную ситуацию начинается с того, что подростки сидят около костра, молча смотрят на огонь. 3атем каждого через 1–2 минуты отправляют на тропу страха. При этом объясняют, что нельзя звать на помощь, обсуждать что–либо с другими, нарушать команды, нельзя возвращаться назад, если ты отправился в путь навстречу страху. Можно, если не справляешься со страхом, громко сказать: «Я схожу с дистанции». Взрослый, стоящий на этом отрезке пути, сразу подойдет и отведет подростка к месту сбора всей группы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Результативность воспитания военнослужащих и в целом военно-педагогического процесса обусловлена учетом индивидуальных и групповых особенностей, категорий военнослужащих и, соответственно, диффере ...

Организация инновационного менеджмента
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Раз ...

Кто ваш ребенок?
Уровень развития ребенка-дошкольника Несколько правил разговора с ребенком о жизни Какого цвета жизнь вашего ребенка? Немного об индивидуальных различиях детей Как любить ребенка? • Как научить ег ...