«В урочный день, в урочный час…», или Почему мы не любим родительские собранияШкольные перегрузки / Проблемы времени и места / «В урочный день, в урочный час…», или Почему мы не любим родительские собранияСтраница 1
«Я бы вообще их никогда не проводила!» – сказала одна мама вполне успешной дочери, окончившей школу лет пять назад.
«Это пустая трата времени! Переливаешь из пустого в порожнее, а потом выходишь с головной болью!» – так высказалась заслуженная учительница, имеющая двадцатилетний стаж работы и выпустившая не один класс.
Говорили они об одном и том же. О родительских собраниях. А и правда, может, это пережиток прошлого? Как собрания партийные, производственные, профсоюзные? Все больше и чаще кругом говорят об индивидуальной работе с детьми, творческом подходе к их обучению и воспитанию. Слов нет, личная встреча учителя и родителя дает иногда необыкновенный по эффективности результат. Но это в том случае, когда речь идет о конкретной проблеме конкретного ребенка. А если весь класс не явился на урок физики? А если на вечеринку в школу шестиклассники принесли бутылку водки, и каждый хотя бы губы помочил? А если надо делать ремонт? А если на носу выпускной вечер? Как ни крути, а без общих сборов не обойтись. Другое дело, что в традициях нашей школы не собрания «по случаю» или «по необходимости», а обязательные, раз в два-три месяца, по графику, утвержденному директором или попечительским советом.
Дотошные любители школьной статистики подсчитали, сколько раз ученик услышит звонок на урок, сколько времени потратит на перемены, сколько пирожков съест в буфете, сколько ступеней изотрется за 10 лет хождения по ним. Известно, что родители школьника должны посетить за то же время примерно 50 собраний, на которых проведут около 100 часов своей жизни. Много это или мало? Суть не в том. Проблема родительского собрания – это не проблема времени, а проблема психологического дискомфорта, с которой сталкиваются его участники. Редкий родитель, как и редкий учитель, скажет, что взаимные встречи – для них праздник. И те и другие идут на собрание как на обязательное, но очень нежелательное мероприятие. Почему? Скорее всего, потому, что не находят между собой общего языка. На родительском собрании чаще всего царит взаимное непонимание. Среднестатистический учитель склонен во всех неприятностях винить родителей, среднестатистические родители – учителей, из-за этого традиционные встречи и превращаются в разборки и обвинения, вместо того, чтобы стать местом обсуждения общих проблем и путей их разрешения.
Кого же видит перед собой классный руководитель, собравший в родном кабинете представителей старшего поколения своих учеников? Конечно, на 90 % это будут мамы, что абсолютно нормально. В нашем обществе понятие «родитель» тождественно слову «мама», ведь воспитанием действительно занимаются именно женщины, да и учительнице удобнее иметь дело с себе подобными. Возможно, если бы в школе работало больше мужчин, как это было в дореволюционной России, на собрания ходили бы папы. А пока родительские собрания в массовой школе напоминают женсовет, на заседаниях которого присутствуют яркие типажи.
«Показушники». Их можно разделить на две категории. Первая – жены «новых русских», одетые в меха, украшенные бриллиантами, пришедшие в класс лишь за тем, чтобы продемонстрировать уровень своего благосостояния. Изящно пристроившись на ученическом стуле, такая мама снисходительно оценит «прикид» учительницы с зарплатой в десять тысяч рублей и, полируя ногти, так же снисходительно будет делать вид, что слушает ее речи. Вторая категория – интеллектуалы, любящие блеснуть умным вопросом, едким комментарием, который поставит в тупик Марью Ивановну так же легко, как оценочный анализ «новорусской» мамы. Интеллектуалы изучили все законы, читают газеты, консультируются со специалистами, и всегда лучше всех знают, как, что и кто должен преподавать.
«Галочники» стараются не светиться и не высовываться, они просто приходят на собрание, чтобы «галочку поставить», отметиться. Их ничуть не волнует то, что обсуждается, и то, о чем говорится, даже если обсуждается поведение или успеваемость их родного чада. Чаще всего «галочниками» оказываются папы, которых жены по той или иной причине посылают вместо себя. Потом, требуя от них отчета, они убеждаются, что совершили непростительную ошибку: папа не в состоянии даже просто описать происходившее. Бывали и такие случаи, когда папы путали кабинеты и два часа проводили с родителями другого класса, но это никак не влияло на конечный результат. На собрании был? Был. А остальное неважно.
Смотрите также
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные
Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое
предназначение по обеспе ...
Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации
учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо
его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности
педагога, которые н ...
Как рассказать о том, что жизнь опасна?
Кого позвать на помощь, если родителей нет рядом? Чужой среди своих! Бравый Пожарный
Дети в условиях терактов • Что должен знать родитель о посттравматическом стрессе
у детей? • Как предупредить п ...