Основные структурные элементы процесса обучения военнослужащихВоенная педагогика / ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ) / Основные структурные элементы процесса обучения военнослужащихСтраница 1
Процесс обучения военнослужащих выше был охарактеризован через его основные логические основания (цели, задачи, функции, закономерности, противоречия). Для всестороннего анализа рассмотрим данный процесс через характеристику его основных структурных элементов.
Совокупность таких взаимосвязанных элементов составляют: цель; участники (субъекты) процесса обучения (обучающие и обучающиеся); его содержание; методы, способы, приемы; средства и формы обучения; виды занятий; содержательное, методическое и организационное обеспечение учебного процесса; результат обучения; оценочно-корректировочная часть (диагностика) процесса, его прямые и обратные связи.
Процесс обучения предполагает:
•
анализ ситуации, определение, постановку цели обучения и принятие ее участниками процесса;
•
планирование и организацию учебной работы, определение содержания, методов и средств достижения цели;
•
предъявление учебного материала разными способами и его восприятие;
•
выполнение обучающих и учебных действий и операций;
•
организацию обратной связи, контроль и корректировку работы по усвоению содержания;
•
анализ и самоанализ, оценку результатов обучения и др.
Кратко рассмотрим основные элементы процесса обучения, чтобы четче обозначить их структурные связи и его процессуальные особенности.
Цель
– предполагаемый результат деятельности; заранее осознанный и планируемый результат (его идеальная модель).
Его достижение требует сознательной, целенаправленной, длительной, организованной (целеполагающей) деятельности человека. Она не выдумывается, а диктуется требованиями подготовки войск.
В процессе обучения военнослужащих его цели классифицируются на главные, общие, предметно-специфические и частные.
Главная цель обучения – военно-профессиональная подготовка военнослужащих к качественному выполнению обязанностей, решению задач по службе.
Общие цели касаются специальности, учебной дисциплины (предмета), которые изучаются на протяжении всего периода обучения.
Предметно-специфические цели связаны с задачами, которые должен научиться решать военнослужащий после освоения данного предмета на различных этапах обучения.
Частные цели имеют отношение к изучению конкретных разделов, тем, вопросов этих учебных предметов.
Формулировка главной цели обучения, построение иерархии ее подцелей обеспечивают правильность выбора средств, методов и организационных форм обучения, норм, темпа и последовательности подачи учебного материала.
Главная роль в подготовке военнослужащих принадлежит обучающему (командиру, начальнику, воспитателю, инструктору и др.). Его основными педагогическими задачами признаны следующие:
•
организация учебной деятельности подчиненных и руководство ею;
•
изложение учебного материала в систематизированном виде и показ наиболее целесообразных приемов работы с боевой техникой и вооружением;
•
развитие у воинов интереса к учению и других положительных мотивов учения;
•
формирование у обучаемых умения самостоятельно приобретать знания, умения, навыки и совершенствовать боевое мастерство;
•
проверка подготовленности подчиненных, оценка их знаний, умений, навыков и профессиональных качеств.
Решая эти задачи, обучающий выступает как организатор и руководитель учебной деятельности подчиненных. Он воздействует на них различными методами, средствами и приемами. В процессе этой деятельности обучаемые овладевают соответствующими знаниями, навыками, умениями, одновременно у них развивается мышление, закрепляется воля и характер, формируются морально-психологические качества, эмоционально-волевая устойчивость, психологическая готовность к бою.
Важнейший структурный элемент процесса обучения – обучаемый (обучающийся). Взаимодействие и взаимоотношения между ним и обучающим есть центральное звено любого обучения.
Смотрите также
Honda Fit
Honda's fit subcompact hatchback is nearly Civic-sized, and it's the brand's go-to choice for those looking for space without bulk.
The current Honda Fit has been around the block a few times. The su ...
Заключение
Итак, прочитав эту книгу, вы теперь знаете, что именно мы скрываем от
себя и своих детей, боясь нарушить их и свое спокойствие, не зная, как начать разговор,
или не считая нужным вообще иска ...
Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...