Проблемное обучение и деловые игры
Страница 1

Поскольку традиционное обучение не во всем отвечает современным требованиям, существует объективная необходимость применения новых методов в работе с военнослужащими, которые позволяют формировать творческих, знающих специалистов, способных самостоятельно решать сложные военно-профессиональные и научные проблемы.

Проблемное обучение и деловые игры эффективно способствуют развитию такого профессионального творческого мышления.

Проблемное обучение

– организация учебных занятий, предполагающая создание под руководством преподавателей проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности обучаемых по ее разрешению, в результате которой происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных и других способностей.

Проблема

– теоретический или практический вопрос, выражающий противоречия между имеющимися у обучаемых знаниями и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых прежних знаний недостаточно.

Проблемная задача

– учебное задание, предполагающее осуществление определенных познавательных действий с целью поиска новых знаний для разрешения возникшей проблемы.

Проблемная ситуация

– состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у обучаемого в результате осознания недостаточности и противоречивости приобретаемых знаний для решения новых учебных или профессиональных задач.

Проблемное обучение не есть что-то новое в педагогике. В прошлом с ним связаны такие известные имена, как Сократ, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Дистервег, К. Д. Ушинский и др. Ф. Дистервегу принадлежат слова: «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».

И действительно, если человека постоянно приучать усваивать знания в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности, разучить думать самостоятельно. В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решении проблемных задач.

Психологическое содержание проблемного обучения: сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой – сложным теоретическим или практическим вопросом, содержащим в себе скрытое противоречие, вызывающим разные, порой противоположные позиции при его решении, человек испытывает недоумение, удивление, которое подталкивает его к творческому поиску. В дальнейшем выдвигаются гипотезы, осуществляется их обоснование и проверка. Таким образом, обучающийся в результате либо самостоятельной работы, либо под руководством наставника открывает для себя неизвестное.

Для проблемного обучения необходимо исполнить следующее:

вызвать интерес обучающихся к содержанию проблемы;

обеспечить посильность работы с проблемами;

информация, которую обучающийся получит при решении проблемы, должна быть значимой, важной как в процессе учебы, так и в профессиональной деятельности;

придерживаться такого стиля общения между преподавателем и обучающимся, когда возможна свобода выражения им своих мыслей и взглядов при доброжелательном внимании преподавателя к мыслительному процессу воспитанника. Общение-диалог направлено на поддержание познавательной, мыслительной активности обучающихся.

С помощью проблемного обучения решаются следующие задачи:

развитие мышления, способностей, творческих умений;

усвоение обучающимися знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, что делает их более прочными, чем при традиционном обучении;

воспитание активной творческой личности – человека, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные профессиональные проблемы.

Успешность этого вида обучения определяется:

степенью сложности проблемы, выводимой обучающимися из соотношения известного и неизвестного;

мерой творческого участия (личного и коллективного) обучающихся в процессе решения проблемы.

Предусматриваются различные уровни проблемности.

1. Первый характеризуется тем, что руководитель занятия сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения.

2. Второй отличается тем, что руководитель занятия вместе с обучаемыми анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Как они растут
Чтобы освободиться от подавленных эмоций, надо: 1) признать, что они существуют; 2) разрешить себе сделать то, что не позволялось в детстве; 3) рассказать, пережить снова это чувство, состояние. О ...

Учет: понятие, необходимость, стадии
Оперативный учет – система учета хозяйственных операций на рабочих местах. Отличительный признак этого вида учета – оперативность получения и использования информации о хозяйственных опе ...

Как и почему дети выводят нас из себя
Хорошо, — скажут родители, — я согласен растить детей, как цветы; перспектива действительно приятная. И даже расти вместе с ними я согласен. Примем это как стратегический план. Но скажите, пожалуй ...