Целенаправленность, гражданско-патриотическая и военно-профессиональная направленность воспитания военнослужащих
Военная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Целенаправленность, гражданско-патриотическая и военно-профессиональная направленность воспитания военнослужащих
Страница 1

В воспитании вообще и военнослужащих в частности важнейшее место принадлежит принципу целенаправленности всех педагогических взаимодействий, влияний и воздействий. Великий отечественный педагог А. С. Макаренко утверждал, что без ясного «ощущения цели никакая воспитательная деятельность невозможна».

С точки зрения педагогического содержания всегда есть две стороны – целенаправленность любого воспитательного мероприятия или действия и целесообразность его осуществления. Цель, осознанная с учетом того, что должен получить воспитатель в результате своей деятельности, выступает как целенаправленность, а цель, осознанная в плане ее полезности, выступает как целесообразность. Перед командиром (начальником), приступающим к воспитательному влиянию и воздействию, стоят два основных вопроса: что он должен получить в результате воспитательных мероприятий и какую пользу принесут полученные результаты?

Целевые установки в воспитании военнослужащих могут быть представлены на различных уровнях. Первый – общая цель, определяемая на уровне требований общества, государства (например, воспитание человека-патриота, гражданина своего Отечества и т. д.). Второй уровень – особая цель (или группа целей), определяемая требованиями воинской службы, необходимостью воспитания защитника государства. Третий уровень – частная цель, определяемая на уровне индивидуального развития личности военнослужащего, требованиями самосовершенствования.

К числу требований и правил реализации данного принципа относятся:

ясное и четкое осознание и понимание субъектами и объектами целей воспитания;

четкая целенаправленность всех мероприятий воспитательной работы;

высокий уровень организации воспитательных воздействий;

целесообразный выбор тех или иных средств, методов, форм и приемов воспитательных воздействий;

связь воспитательной деятельности с жизнью, с конкретными задачами, которые решают военнослужащие, с условиями их службы;

настойчивость в достижении воспитательных целей;

формирование у военнослужащих положительного отношения к цели воспитания;

объективная, всесторонняя и систематическая оценка результатов воспитания.

В воспитании военнослужащих важен принцип гражданско-патриотической и военно-профессиональной направленности деятельности. Он отражает суть закономерной связи процесса воспитания с задачами формирования и развития у военнослужащего качеств гражданина-патриота и военного профессионала, убежденности в необходимости выполнения своего долга служения Отечеству, своему народу, в ответственности, чести и совести. Данный принцип требует, чтобы в содержании, организации и проведении любого воспитательного мероприятия, учебного занятия идеи гражданственности, патриотизма, военного профессионализма находили свое отражение, а воспитатели руководствовались ими в практической деятельности и служили образцом выполнения своего гражданского и воинского долга.

Принцип воспитания в различных видах деятельности военнослужащих отражает закономерную обусловленность формирования личности благодаря полезному труду. Условно последний можно подразделить на несколько основных видов.

1. Военно-профессиональный труд, связанный с выполнением обязанностей по службе, по видам Вооруженных Сил, по должностным обязанностям, их выполнению в различных условиях военной службы, особенно боевых.

2. Труд, связанный с множеством военных специальностей, каждая из которых требует формирования и развития, помимо общих, особых, специальных качественных характеристик.

3. Учебно-познавательная деятельность, обладающая большими возможностями для воспитания военнослужащих.

4. Общественный труд, связанный с организацией и проведением различных мероприятий в интересах решения воспитательных задач, участие всех военнослужащих в культурно-досуговой и спортивно-массовой работе. Данный вид деятельности направлен прежде всего на удовлетворение личных потребностей военнослужащего, развитие творческой самодеятельности, воспитание физической культуры, развитие духовных и физических способностей, необходимых для качественного выполнения воинского долга.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Как и почему дети выводят нас из себя
Хорошо, — скажут родители, — я согласен растить детей, как цветы; перспектива действительно приятная. И даже расти вместе с ними я согласен. Примем это как стратегический план. Но скажите, пожалуй ...

Враг третий Погоня за идеалом
Папа открывает настольную игру: — А инструкция была? — спрашивает. — Нет, не была. Она ещё не приходила. Все представляют свой идеал по-разному. Но есть что-то, что объединяет все наши «идеальные ...

Волшебники и зомби, или Что мешает родителям быть счастливыми родителями, а детям  - счастливыми детьми
Ребёнок, который только пришёл в этот мир, ещё ничего не знает о нём. И первая связующая нить, которая протянется между ним и миром, — это наша родительская любовь. Мы — их земное начало начал, мы ...