Гуманизм, демократизм, сочетание высокой требовательности с уважением
личного достоинства в воспитании военнослужащихВоенная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Гуманизм, демократизм, сочетание высокой требовательности с уважением
личного достоинства в воспитании военнослужащих
Гуманизм и демократизм в решении задач воспитания, будучи его принципом, отражает общие закономерные тенденции развития общества, всех его социальных институтов, меру цивилизованности государства и народов, живущих в нем. В условиях армии данный принцип базируется на следующих требованиях и правилах:
•
постоянная забота командиров (начальников) о физическом и духовном здоровье военнослужащих, соблюдении их прав и обязанностей;
•
создание условий для реализации принципа социальной справедливости, уважение человеческого достоинства;
•
исключение субъектами воспитания методов социального и профессионального насилия;
•
широкое участие всех военнослужащих в организации и проведении воспитательных мероприятий, проявление и целенаправленное использование ими своих возможностей и способностей в интересах духовно-нравственного и профессионального развития;
•
оказание конкретной помощи военнослужащим в преодолении трудностей военной службы, в адаптации к новым условиям, особенно к боевым, и т. д.
При реализации на практике данного принципа важно учитывать и тот факт, что деятельность военнослужащих регламентируется особыми правовыми нормами, вносящими определенные ограничения в их жизнедеятельность.
Соответственно, в воспитании военнослужащих большое значение имеет принцип сочетания высокой требовательности с уважением личного достоинства подчиненных, с постоянным вниманием к их нуждам, заботам, потребностям. Он отражает суть закономерностей социального, психологического и собственно педагогического плана. В логическом ключе включает три взаимосвязанных элемента – требовать, уважать, заботиться.
Требования к личности, специалисту, военнослужащему проистекают из самой сущности человеческой жизни, обусловлены теми обстоятельствами, в которых индивидуум пребывает, выполняет свои общечеловеческие и профессиональные обязанности, характером того или иного вида труда. Требовательность командиров (начальников, педагогов) побуждает военнослужащих формировать и совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, воинское мастерство, соблюдать правовые и моральные нормы, преодолевать недостатки в характере, поведении, закалять волю, вырабатывать положительные привычки и т. д.
Это оказывается эффективным при соблюдении определенных правил, к которым относятся:
•
четкое понимание сущности требований, которые сегодня предъявляются к личности и деятельности субъектов и объектов воспитания, внутреннее и осознанное принятие их каждым как необходимости;
•
ясность, конкретность и закономерность требований, их четкое и понятное предъявление;
•
непрерывность и постоянство требований;
•
предъявление требований ко всем без исключения военнослужащим и во всех сферах воинской службы;
•
посильность требований, учет возможности их выполнения подчиненными;
•
единство и согласованность требований всех категорий воспитателей;
•
уважительная, тактичная форма предъявления требований, не унижающая личного достоинства подчиненных;
•
сочетание высокой требовательности к подчиненным с постоянной заботой о них, об удовлетворении их разумных потребностей, о здоровье и самочувствии;
•
сочетание требовательности к подчиненным с высокой требовательностью воспитателя к самому себе.
Смотрите также
ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ
Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных
Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих,
в подготовке офицерских кадров. ...
Вверх по лесенке
Лёнькина философия:
«Мама выше меня. Заряна выше мамы.
Папа выше Заряны. Мы как ступеньки».
Развитие ребёнка всегда проходит через определённые стадии или, как их ещё называют,
периоды. Исследова ...
Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации
учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо
его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности
педагога, которые н ...