Методы поощрения и принуждения в воспитанииВоенная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Методы поощрения и принуждения в воспитании
Для закрепления положительных привычек и лучших качеств военнослужащего применяется оценочно-стимулирующий метод поощрения. Оно определяет меру педагогического воздействия, выраженную в положительной оценке воспитателями боевой учебы, службы, ратного труда, поведения военнослужащего, и побуждает его к дальнейшим успехам.
Прямое назначение мер поощрения состоит в том, чтобы подействовать на чувства военнослужащих и тем самым вызвать у них состояние удовлетворенности своими поступками и действиями, уверенность в своих силах, чувство радости и гордости. Поощрить военнослужащего – значит вызвать у него желание и дальше действовать правильно, умело, инициативно. С помощью различных мер поощрения командир, как правило, добивается закрепления положительных качеств у подчиненных. Если поощрения применяются умело, то под их влиянием у военнослужащих постепенно формируется устойчивая потребность всегда поступать правильно, совершать благородные поступки.
При применении командирами мер поощрения необходимо избегать ряда типичных ошибок. Основные из них таковы:
•
слишком частые поощрения;
•
формулировки основания для поощрения нередко бывают общими;
•
низкая популяризация отдельными командирами отличившихся и поощренных военнослужащих.
Метод поощрения эффективен, если применяется правильно и сочетается с другими методами и приемами воспитательного воздействия.
Принуждение –
метод воспитания, представляющий собой систему дисциплинарных педагогических воздействий на военнослужащих, недобросовестно относящихся к выполнению служебных обязанностей, нарушающих воинскую дисциплину и общественный порядок, с целью побудить их выполнять воинский долг и исправить свое поведение.
Принуждение может выражаться в форме приказа, категорического требования, предупреждения о привлечении к дисциплинарной ответственности, осуждения на собрании личного состава.
Назначение взыскания состоит в том, чтобы побудить военнослужащего, нарушившего дисциплину, глубоко прочувствовать свою вину, пережить угрызение совести и вызвать у него стремление исправиться. Наложение взыскания на одного военнослужащего должно предупреждать проступки со стороны других. Применять на практике метод принуждения – это не просто объявлять взыскания. Здесь требуется большое педагогическое искусство. При правильном применении принуждение:
•
развивает у военнослужащих чувство долга, усиливает их ответственность за свои поступки и действия, за состояние дисциплины подразделения;
•
приучает к самоконтролю, преодолению соблазнов, закаляет волю;
•
порождает потребность устранить недостатки;
•
подвигает к улучшению самодисциплины, формирует уважение к воинскому порядку;
•
укрепляет авторитет командира и воинского коллектива.
Основные средства принуждения: осуждающий взгляд командира, замечание; упрек, напоминание об обязанностях службы; запрещение, категорическое требование; приказ и приказание (если они противоречат внутренней позиции военнослужащего); низкие оценки на занятиях, зачетах, проверках; осуждение командиром проступков нарушителя перед строем, на служебном совещании; критика нарушителей на собраниях личного состава, в стенной печати; отстранение от ответственного дела; предупреждение о наказании в дисциплинарном порядке; наложение дисциплинарного взыскания и др.
Требовательность и меры дисциплинарного воздействия командира должны поддерживаться коллективом подразделения. Также должна быть правильная постановка дисциплинарной практики. Во избежание ее искажений каждому командиру важно знать и руководствоваться следующими правилами:
•
не надо спешить подвергать подчиненных дисциплинарным взысканиям, пока не исчерпаны другие меры принуждения;
•
всякое взыскание должно соответствовать степени вины и тяжести совершенного проступка, объявляться с учетом прежнего поведения провинившегося, времени нахождения его на службе и знания им службы;
•
частые взыскания становятся привычными для подчиненных;
•
наложенное взыскание следует обязательно приводить в исполнение;
•
к подчиненным, получившим взыскания, надо относиться особенно внимательно, замечать и поддерживать их стремление к исправлению.
Смотрите также
Помощь подростку в преодолении трудностей взросления
Вначале дадим самые общие представления о психологической помощи. Далее покажем,
как оказывается помощь подросткам, их родителям и педагогам при таких трудностях
взросления, как расстройство настр ...
Итоги первой части
1. Нашим детям нужна безусловная любовь. Не «сегодня я люблю тебя за пятерку»
и не «уходи, ты разбил стекло, я тебя не люблю». Любовь не предмет торга.
2. Ребёнок всегда должен быть уверен в любви ...
Враг третий Погоня за идеалом
Папа открывает настольную игру:
— А инструкция была? — спрашивает.
— Нет, не была. Она ещё не приходила.
Все представляют свой идеал по-разному. Но есть что-то, что объединяет все наши
«идеальные ...