Частные методы и приемы воспитания
Военная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Частные методы и приемы воспитания

Соревнование – помещение военнослужащего в определенные условия, когда он может сравнить свою деятельность с результатами сослуживцев. Соревнование позволяет активизировать военнослужащих, сплачивает коллектив, способствует достижению высоких результатов.

Общественное мнение – побуждение военнослужащих к выражению определенного отношения к поведению военнослужащего, нацеленное на создание у него внутренней установки к определенному вида деятельности.

Создание ситуации успеха – помещение военнослужащего в такие условия, в которых у него в значительной степени повышается эффективность деятельности, в результате чего военнослужащий повышает свой статус, самооценку и т. д.

Доверие заключается в стремлении офицера опереться на положительное в личности военнослужащего. Оно оказывает сильное моральное воздействие на подчиненного. Военнослужащий, почувствовав доверие со стороны командиров и начальников, становится более отзывчивым, требовательным к себе, начинает реагировать на любое моральное воздействие. Используя положительные качества, офицер приобщает подчиненных к активной деятельности, отвечающей его способностям и возможностям. Доверие, оказанное военнослужащему, умножает его силы, порождает стремление непременно оправдать надежды командира и коллектива. Основан такой метод на силе психологического эффекта, вызываемого открытым выражением веры в силы и возможности военнослужащего.

Основное содержание метода «реконструкции характера» заключается в выявлении и развитии тех положительных качеств военнослужащего, которые можно использовать в перестройке характера, при прогнозировании позитивного поведения личности на основе выявленных качеств, при прогнозировании в процессе видоизменения отрицательных качеств, которые военнослужащий ложно понимает как позитивные, в положительные (самоуверенность – в уверенность, критиканство – в критичность и др.).

Метод «взрыва » заключается во внезапном раскрытии перед военнослужащим содержания его отклонений в поведении от уставных норм в такой форме, которая побудила бы его сделать педагогически и социально целесообразный выбор. Военнослужащему уже очевидна неприглядность своего поведения, что помогает ему искоренить различные отклонения в поведении.

Метод разрыва (прекращения ) нежелательных контактов «трудного» военнослужащего заключается в перемещении последнего внутри коллектива подразделения, переводе его в другое подразделение, в другую часть.

Метод критики состоит в осуждении поведения или установок военнослужащего со стороны с указанием причин и последствий. Критика должна быть конкретной, конструктивной и направлена не на подавление личности военнослужащего, а на оказание ему помощи в выявлении имеющихся недостатков и упущений. Войсковая практика показывает, что наибольший эффект имеет критика с опорой на положительные качества личности.

Метод самокритики связан с осознанием самим военнослужащим имеющихся недостатков и стремлении их исправить.

Таким образом , воспитательный процесс в подразделении (части) должен быть по своей сущности, содержанию и методам адекватным и единым. Реализация методов всеми субъектами воспитания ориентируется на решение собственно воспитательных задач, а также на проникновение во все сферы жизнедеятельности армейской организации для достижения ее социально значимой ценности и оптимального состояния.

Смотрите также

Любовь без условий
Безусловная любовь — та почва, на которой вырастают самые прекрасные цветы. ...

ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Ее значение в развитии современного образования, решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает. ...

Как и почему дети выводят нас из себя
Хорошо, — скажут родители, — я согласен растить детей, как цветы; перспектива действительно приятная. И даже расти вместе с ними я согласен. Примем это как стратегический план. Но скажите, пожалуй ...