Воспитательный коллектив воинской частиВоенная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Воспитательный коллектив воинской частиСтраница 1
Важная задача, стоящая перед всеми командирами и начальниками, органами воспитательной работы, – объединение первичных воинских коллективов в единый воспитательный коллектив воинской части. Что же под ним следует понимать?
Воспитательный коллектив состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов – воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогов). В воинской части ими соответственно выступают военнослужащие подразделений и командный состав.
Ведущая роль в формировании и сплочении воспитательного коллектива воинской части принадлежит командирам или педагогическому коллективу. Формально таковым считается штатный, постоянный состав, включающий командиров (начальников) всех степеней, офицеров штаба, органов воспитательной работы, отделов, служб и т. д. Однако истинно педагогическим коллективом он становится, когда объединяет единомышленников, создающих свою воспитательную систему, строящих жизнедеятельность воинской части на взаимодействии командиров и подчиненных и уважающих личность каждого военнослужащего. Результатом его деятельности оказывается создание единого воспитательного коллектива воинской части, участниками которого наравне с командным составом выступают подчиненные.
Организация и действенное функционирование всего коллектива воинской части имеет весьма важное педагогическое значение. Однако непосредственного перехода к каждому отдельному военнослужащему в большинстве случаев не бывает. Этот переход опосредствуется первичными воинскими коллективами батальонов (дивизионов), рот (батарей). Они объединяют меньшие по составу первичные воинские коллективы отделений, экипажей, расчетов, взводов и т. п.
Относительно независимые первичные воинские коллективы объединяются благодаря социально значимой цели, которой выступает вооруженная защита Отечества. Стремление к ее достижению служит основанием для сплочения военнослужащих в единый организм – коллектив воинской части.
Для выполнения тех или иных служебных обязанностей в отрыве от воинской части могут создаваться на более или менее продолжительное время так называемые временные воинские коллективы. К ним относятся различные кружки, создаваемые для решения отдельных задач, бригады, коллективы художественной самодеятельности.
В структуре воспитательного коллектива большую роль играют актив и органы самоуправления воинских подразделений: совет комнаты информирования и досуга, совет музея (комнаты) боевой славы воинской части, редакционные коллегии и редакторы боевых листков, спортивные организаторы, члены кружков художественной самодеятельности. Они считаются формальными, или, другими словами, официально оформленными (избранными или назначенными). Кроме них существуют еще структуры неформальные, которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на коллективную деятельность и общественное мнение. Их принято называть «малыми группами» и «неофициальными лидерами».
Если формальные структуры коллектива базируются на деловых, социальных отношениях, то в основе неформальных «малых групп» и «лидерства» отдельных учащихся лежат отношения психологические – личная симпатия и антипатия, а порой и узкогрупповые интересы и стремления. Задача любого командира как воспитателя учитывать такие психологические явления, возникающие в воинских подразделениях. Здесь главное – не противопоставлять деловые отношения личным, а превращать их в правильные и здоровые межличностные взаимоотношения и использовать их для укрепления взаимодействия. Важно найти правильное применение стремлениям военнослужащих к лидерству в общественной жизни подразделения. Именно поэтому многие педагоги специально подчеркивают, чтобы в актив воинского коллектива входили авторитетные и уважаемые военнослужащие.
Смотрите также
Помощь подростку в преодолении трудностей взросления
Вначале дадим самые общие представления о психологической помощи. Далее покажем,
как оказывается помощь подросткам, их родителям и педагогам при таких трудностях
взросления, как расстройство настр ...
ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ
Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных
Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих,
в подготовке офицерских кадров. ...
Заключение
Дети растут сами. Как цветы. Суетиться, дёргаться, контролировать и конфликтовать—зачем?
Создайте благоприятную среду для роста и развития — и это будет самый лучший метод
воспитания:
· Не усложн ...