Воспитание культуры взаимоотношений военнослужащих
Военная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Воспитание культуры взаимоотношений военнослужащих

В процессе воспитания военнослужащих и сплочения воинских коллективов важное место занимают вопросы развития культуры взаимоотношений. Специфика воинской деятельности такова, что общественные и личные взаимосвязи командиров и подчиненных строятся в соответствии с определенными нормами, правилами и требованиями. Исторически сложившееся многообразие средств и функций, объединяемых понятием «культура», регулирует различные стороны взаимоотношений военнослужащих в коллективе. Сюда относят правовые нормы, постановления органов государственной власти и военного управления, приказы и распоряжения командиров и начальников, воинские уставы и инструкции и, конечно же, этические нормы и правила. Рекомендуем купить nizhtex.ru для всех покупателей.

Вопросами построения взаимоотношений в воинских подразделениях на основе нравственности и культуры начали заниматься с момента образования регулярной армии. Еще на заре ее появления царь-реформатор Петр I придавал большое значение этим вопросам. По его мнению, отношения высших и низших чинов должны строиться на отеческих началах: «Офицеры суть солдатам, яко отцы детям, того ради надлежит их равным образом отечески содержать».

В дальнейшем лучшие представители русской армии, государственные деятели не только заботились о достойном воспитании офицерского корпуса, но и настойчиво добивались гуманного отношения к солдату. Так, фельдмаршал П. А. Румянцев требовал от начальника любого ранга и звания, «чтоб он ежечасно того нового солдата обучал не только порядочному поведению, но как обуться, одеться и дать себе добрый вид».

В более позднее время военный теоретик и педагог генерал М. И. Драгомиров четко определил стороны воспитания солдата: нравственное, физическое, умственное развитие и закалка воли. Причем первое он ставил в центр воспитания, считая нравственность стержнем духа армии.

На заре становления Красной Армии выдающийся полководец М. В. Фрунзе отмечал необходимость воспитания высоких морально-боевых качеств, полагая, что где жизнь строго регламентируется уставами и приказами, там больше порядка и боеспособнее подразделение.

Культура не дается человеку от рождения. Процесс ее освоения каждой личностью связан с поисками, проблемами и ошибками. Осваивая ценности культуры, человек формирует самого себя и осуществляет становление своей неповторимой личности. «Культурность не обретается вместе с дипломом об окончании академии, никакой диплом сам по себе не дает представления о широте и разнообразии интересов человека, о его культурном кругозоре, – подчеркивал маршал А. М. Василевский. – И на первый план здесь выдвигается система в накоплении знаний, общекультурных навыков».

Смотрите также

Сколько жизней и детств на свете?
Почему комиксы? Что такое жизнь? Что мы сами знаем о жизни? О том, что такое жизнь по-российски Технологии жизни, которые мы выбираем для себя и своих детей Влияние литературной традиции на воспит ...

Враг третий Погоня за идеалом
Папа открывает настольную игру: — А инструкция была? — спрашивает. — Нет, не была. Она ещё не приходила. Все представляют свой идеал по-разному. Но есть что-то, что объединяет все наши «идеальные ...

Как рассказать ребенку о том, что люди очень разные?
Откуда берутся мальчики и девочки? Этапы психосексуального развития ребенка Мифы о происхождении детей Кем лучше быть – мальчиком или девочкой? • Почему одни бедные, а другие богатые? • Мифы об ус ...