Сущность и структура культуры личности военнослужащего
Военная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Сущность и структура культуры личности военнослужащего
Страница 3

Таким образом, сущность культуры военнослужащего прежде всего проявляется в добровольном принятии и сознательном выполнении военнослужащим во всех видах деятельности, участником которых он является, правовых и этических установлений, регламентирующих всю систему служебных, общественных и межличностных отношений.

В культуре выражается стремление личности к идеалу, совершенству, которое сказывается во внутреннем отношении и внешнем поведении военнослужащего. В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело, и мысли, и внешний облик, и речь, и многое другое. Под внутренней составляющей понимается духовное богатство личности, знаний и чувств и т. п., а под внешней – степень их реализации в повседневной деятельности.

Культура личности военнослужащего формируется и развивается в единстве знаний, желаний и стремлений, а также практической реализации.

Структуру культуры личности военнослужащего можно представить как совокупность когнитивной, эмотивной и инструментальной (поведенческой) составляющих.

Когнитивная составляющая – это совокупность мировоззрения, убеждений и знаний человека о явлениях окружающего мира, обществе и самом себе. Когнитивный элемент – основа духовной культуры личности, формирующейся сознательно под воздействием социальных институтов и самостоятельно. Его развитие способствует скорейшему становлению личностной культуры и взаимоотношений военнослужащих. Теоретическая деятельность человека на базе имеющихся знаний составляет сущность духовной культуры личности.

Эмотивная составляющая представляет собой эмоционально-волевую сферу психической деятельности человека, которая формируется при активном воздействии окружающей социальной среды и самого человека. Она объемлет такие характеристики личности, как чувства, переживания, симпатии, антипатии, а также степень осознания, принятия и устремленности к достижению цели. Если когнитивный уровень формируется под строгим контролем социальных институтов общества, он складывается стихийно, под воздействием непосредственной социальной среды. Во многих случаях человек руководствуется чувствами и желаниями, и если они имеют положительную направленность, то становятся важным жизненным стимулом.

Только образованность и желание еще не делают индивидуума высококультурным. Поэтому третий элемент – инструментальный , или поведенческий . Он характеризует то, насколько человек руководствуется и выполняет требования культуры в повседневной деятельности. Именно степень овладения навыками, приемами, способами, нормами культурного поведения в любом виде деятельности и степень реализации дают окончательный ответ о культурности человека. В военной педагогике культура метко определена как духовный потенциал личности в действии.

Следовательно, культура личности военнослужащего – это совокупность его знаний, чувств и стремлений, действий по их реализации, подчиненных требованиям воинской культуры. Говоря другими словами, военнослужащих можно считать воспитанными и культурными, если их действия осознанно подчинены требованиям воинской этики и права, если внутреннее содержание находится в гармонии с их поведением.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Организация инновационного менеджмента
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Раз ...

ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Ее значение в развитии современного образования, решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения постоянно возрастает. ...

Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...