Изучение и учет личностных качеств и особенностей военнослужащего
Военная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Изучение и учет личностных качеств и особенностей военнослужащего
Страница 2

Одаренность и талант – высшие характеристики способностей, но и они требуют постоянного совершенствования.

Способности взаимосвязаны со знаниями, умениями и навыками. Очень важно отметить, что высокого уровня знаний, навыков, умений может достичь любой человек с трудолюбивым, упорным характером. Разница в том, что наличие способностей позволяет ему достичь того же результата гораздо быстрее.

В поступках и поведении человека тесно переплетено психическое и физиологическое. Одной из характеристик подобной взаимосвязи выступает темперамент.

Темпераментом

называют интегральное индивидное свойство личности, обусловленное особенностями нервной системы и характеризующее динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

Его свойства наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. От темперамента зависит скорость возникновения психических процессов, их устойчивость и интенсивность, темп и ритм деятельности, поведения.

Темперамент – одна из базовых характеристик личности. Протекающие в человеке нервные процессы делят на два вида: возбуждение и торможение. Для их характеристики вводятся парные критерии: сила-слабость, уравновешенность-неуравновешенность, подвижность-инертность (медлительность). Сила означает способность нервных клеток переносить длительные нагрузки или кратковременные, но очень сильные. Слабость – наоборот. Уравновешенность означает, что по абсолютной величине процессы возбуждения и торможения равны. Неуравновешенность – то, что у человека один из процессов доминирует: он либо реактивный, либо замедленный. Подвижность – это легкость перехода от одного процесса к другому и наоборот.

В соответствии с этими критериями (хотя они не единственные) можно выделить следующие типы темперамента:

сангвиник: сильный-уравновешенный-подвижный;

холерик: сильный-неуравновешенный-подвижный;

флегматик: сильный-уравновешенный-медлительный;

меланхолик: слабый-неуравновешенный.

Особенности темпераментов необходимо учитывать в индивидуально-воспитательной работе.

Сангвиник – живой, подвижный, достаточно владеющий собой человек. Во взаимоотношениях доброжелателен, не обидчив. Быстро приспосабливается к новым условиям и сходится с людьми, общителен. Чувства легко возбуждаются и сменяются, мимика богатая, подвижная, выразительная. Не любит однообразия, предпочитает подвижную работу. Учебный материал осваивает быстро, однако часто все оставляет на последний момент. При работе с сангвиником следует требовать от него аккуратности и настойчивости в любой деятельности, умения доводить начатое дело до конца, постоянно поддерживать у него чувство ответственности.

Холерик неуравновешен, живет внешними событиями, внутренние переживания краткосрочны. Для него главное – динамика внешней жизни. Коммуникабелен, но вспыльчив, плохо сдерживает себя. В сфере интересной для него деятельности энергичен, инициативен. Вынужденную монотонность, ожидание переносит очень плохо. Много знакомых, но дружеских привязанностей не испытывает. Мнения свои высказывает смело, речь быстрая, горячая. Не терпит упреков в свой адрес, не любит признавать свою вину. Быстро схватывает учебный материал, но и столь же быстро его забывает.

Проводя индивидуально-воспитательную работу с подчиненными, у которых доминируют черты холерика, необходимо проявлять твердость и постоянную требовательность, но без грубости и неуважения (иначе сыграет его неуравновешенность); воспитательное воздействие осуществлять в соответствии с его жизнедеятельностью – энергично, коротко; целесообразно о малозначимых его проступках вести разговор наедине.

Флегматик отличается медлительностью. Обычно уравновешен и редко выходит из этого состояния. Это привлекает к нему окружающих. Задания выполняет медленно, но аккуратно. Учебный материал усваивает медленно, но, усвоив, запоминает твердо и надолго. В увлечениях и дружбе постоянен. Новые формы поведения вырабатывает долго, но в дальнейшем они приобретают устойчивый характер. Не склонен к аффектам. В зависимости от условий могут возникать положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т. д., в других – вялость, безучастность, лень и безволие. Речь замедленная, жесты скупые. Главное в работе с ним – добиваться устранения вялости, медлительности, безразличия. Это достигается путем повышения активности в работе, постоянным активизирующим контролем над своевременностью выполнения заданий, формированием у него чувства ответственности за порученное дело. В обучении нуждается в повышенном педагогическом внимании.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Организация инновационного менеджмента
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Раз ...

Как и почему дети выводят нас из себя
Хорошо, — скажут родители, — я согласен растить детей, как цветы; перспектива действительно приятная. И даже расти вместе с ними я согласен. Примем это как стратегический план. Но скажите, пожалуй ...

Заключение
Дети растут сами. Как цветы. Суетиться, дёргаться, контролировать и конфликтовать—зачем? Создайте благоприятную среду для роста и развития — и это будет самый лучший метод воспитания: · Не усложн ...