Методические основы индивидуально-воспитательной работы в подразделении
Военная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Методические основы индивидуально-воспитательной работы в подразделении
Страница 1

Особенности современного этапа развития Вооруженных Сил обусловливают возрастание роли индивидуально-воспитательной работы среди личного состава. Ее организация в подразделении включает целый комплекс мероприятий, проводимых всеми категориями командного состава. Непосредственное руководство индивидуально-воспитательной работой осуществляет командир подразделения. Организует ее проведение заместитель по воспитательной работе. На них лежит ответственность за то, чтобы ни один военнослужащий не остался вне постоянного воспитательного воздействия.

Особенностью индивидуально-воспитательной работы в подразделении является то, что она может проводиться в любое время, в любой обстановке. Она не требует сбора людей, подготовки помещений, технических средств и средств наглядности и доступна каждому командиру.

Структурно организация индивидуально-воспитательной работы включает взаимосвязанные этапы: подготовительный, целенаправленное педагогическое воздействие и результативный.

На подготовительном этапе определяется, что и как изучать в личности подчиненного, прогнозируются перспективы, выбираются наиболее целесообразные средства, формы и методы достижения поставленных целей.

На втором этапе , реализуя план индивидуально-воспитательной работы с подчиненными и различными педагогическими методами и приемами воздействуя на военнослужащих, командир добивается их активного участия в самосовершенствовании.

На третьем этапе дается оценка полученных результатов при проведении индивидуально-воспитательной работы и вносятся необходимые коррективы в определении новых (более высоких) целей воспитания, а соответственно и путей их достижения.

В системном виде организация индивидуально-воспитательной работы в подразделении включает комплекс задач, воспитательных мероприятий, педагогических приемов, проверенных практикой и направленных на формирование высоких качеств воина-патриота. Такая система предполагает:

определение целей и задач индивидуально-воспитательной работы;

планирование;

определение объекта и субъекта индивидуальной работы;

изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих, применение наиболее эффективных форм, методов, средств воздействия;

организацию оперативной информации о настроениях, интересах, запросах личного состава;

обучение практике индивидуально-воспитательной работы;

анализ, обобщение передового опыта, контроль и коррекция плана.

При построении системы индивидуально-воспитательной работы в подразделении следует учитывать обусловленность выбора методов воздействия на подчиненного целью его воспитания, задачами воспитательной работы, а также уровень развиваемого качества у воспитуемого.

Для эффективного функционирования индивидуально-воспитательной работы в подразделении как системы необходимо выполнение следующих условий:

психолого-педагогическое обучение, образование командиров-воспитателей;

постоянное обучение командиров практике индивидуально-воспитательной работы;

изучение, обобщение и распространение передового опыта индивидуально-воспитательной работы.

Планирование индивидуально-воспитательной работы в подразделении включает: определение целей и задач индивидуальной работы (кто, с кем, когда и как ее организует); подбор и четкое распределение исполнителей; охват индивидуальным влиянием всех трудных военнослужащих; определение педагогических методов, приемов и др.

Следует указать, что планы индивидуальной воспитательной работы в подразделении, как правило, не составляются. Индивидуально-воспитательные мероприятия могут и должны найти свое отражение в ежемесячных и еженедельных планах воспитательной работы, в педагогических дневниках и т. п. Практика свидетельствует, что для повышения результативности организации и планирования индивидуально-воспитательной работы командному составу целесообразно вести педагогический дневник.

Планирование индивидуально-воспитательной работы с конкретным подчиненным предполагается в форме определенного алгоритма.

Важная роль отводится и обучению командиров всех категорий практике такой деятельности, созданию эффективной системы обучения. Как правило, обучение офицеров подразделений, осуществляется:

на плановых занятиях в системе командирской и общественно-государственной подготовки;

на семинарах с командирами, воспитателями по обучению практике индивидуально-воспитательной работы;

на семинарах с руководителями групп по общественно-государственной подготовке;

на научно-практических конференциях, круглых столах и т. д.;

на инструктивных занятиях с командирами рот, батарей, взводов по обучению методике индивидуально-воспитательной работы;

при анализе, изучении и распространении передового опыта индивидуально-воспитательной работы;

Страницы: 1 2

Смотрите также

Здравствуй, это я!
Не так давно считалось, что для новорождённого мир — это такая странная реальность, где всё гудит и светится. И что кроме неясных пятен света и тени он не видит ничего. Но, оказывается, крохотные д ...

Организация инновационного менеджмента
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Раз ...

Трудности перехода
Давайте сделаем маленькую передышку и поиграем в слова-ассоциации. Сейчас мы будем называть слово (существительное), а вы, как только его прочтёте, сразу же, не раздумывая, называйте своё (прилагат ...