Методические основы индивидуально-воспитательной работы в подразделенииВоенная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Методические основы индивидуально-воспитательной работы в подразделенииСтраница 1
Особенности современного этапа развития Вооруженных Сил обусловливают возрастание роли индивидуально-воспитательной работы среди личного состава. Ее организация в подразделении включает целый комплекс мероприятий, проводимых всеми категориями командного состава. Непосредственное руководство индивидуально-воспитательной работой осуществляет командир подразделения. Организует ее проведение заместитель по воспитательной работе. На них лежит ответственность за то, чтобы ни один военнослужащий не остался вне постоянного воспитательного воздействия.
Особенностью индивидуально-воспитательной работы в подразделении является то, что она может проводиться в любое время, в любой обстановке. Она не требует сбора людей, подготовки помещений, технических средств и средств наглядности и доступна каждому командиру.
Структурно организация индивидуально-воспитательной работы включает взаимосвязанные этапы: подготовительный, целенаправленное педагогическое воздействие и результативный.
На подготовительном этапе определяется, что и как изучать в личности подчиненного, прогнозируются перспективы, выбираются наиболее целесообразные средства, формы и методы достижения поставленных целей.
На втором этапе , реализуя план индивидуально-воспитательной работы с подчиненными и различными педагогическими методами и приемами воздействуя на военнослужащих, командир добивается их активного участия в самосовершенствовании.
На третьем этапе дается оценка полученных результатов при проведении индивидуально-воспитательной работы и вносятся необходимые коррективы в определении новых (более высоких) целей воспитания, а соответственно и путей их достижения.
В системном виде организация индивидуально-воспитательной работы в подразделении включает комплекс задач, воспитательных мероприятий, педагогических приемов, проверенных практикой и направленных на формирование высоких качеств воина-патриота. Такая система предполагает:
•
определение целей и задач индивидуально-воспитательной работы;
•
планирование;
•
определение объекта и субъекта индивидуальной работы;
•
изучение и учет индивидуальных особенностей военнослужащих, применение наиболее эффективных форм, методов, средств воздействия;
•
организацию оперативной информации о настроениях, интересах, запросах личного состава;
•
обучение практике индивидуально-воспитательной работы;
•
анализ, обобщение передового опыта, контроль и коррекция плана.
При построении системы индивидуально-воспитательной работы в подразделении следует учитывать обусловленность выбора методов воздействия на подчиненного целью его воспитания, задачами воспитательной работы, а также уровень развиваемого качества у воспитуемого.
Для эффективного функционирования индивидуально-воспитательной работы в подразделении как системы необходимо выполнение следующих условий:
•
психолого-педагогическое обучение, образование командиров-воспитателей;
•
постоянное обучение командиров практике индивидуально-воспитательной работы;
•
изучение, обобщение и распространение передового опыта индивидуально-воспитательной работы.
Планирование индивидуально-воспитательной работы в подразделении включает: определение целей и задач индивидуальной работы (кто, с кем, когда и как ее организует); подбор и четкое распределение исполнителей; охват индивидуальным влиянием всех трудных военнослужащих; определение педагогических методов, приемов и др.
Следует указать, что планы индивидуальной воспитательной работы в подразделении, как правило, не составляются. Индивидуально-воспитательные мероприятия могут и должны найти свое отражение в ежемесячных и еженедельных планах воспитательной работы, в педагогических дневниках и т. п. Практика свидетельствует, что для повышения результативности организации и планирования индивидуально-воспитательной работы командному составу целесообразно вести педагогический дневник.
Планирование индивидуально-воспитательной работы с конкретным подчиненным предполагается в форме определенного алгоритма.
Важная роль отводится и обучению командиров всех категорий практике такой деятельности, созданию эффективной системы обучения. Как правило, обучение офицеров подразделений, осуществляется:
•
на плановых занятиях в системе командирской и общественно-государственной подготовки;
•
на семинарах с командирами, воспитателями по обучению практике индивидуально-воспитательной работы;
•
на семинарах с руководителями групп по общественно-государственной подготовке;
•
на научно-практических конференциях, круглых столах и т. д.;
•
на инструктивных занятиях с командирами рот, батарей, взводов по обучению методике индивидуально-воспитательной работы;
•
при анализе, изучении и распространении передового опыта индивидуально-воспитательной работы;
Смотрите также
Проектировочно-конструктивная деятельность преподавателя при организации
учебно-воспитательных ситуаций
Для решения педагогической задачи одним из этапов педагогического процесса необходимо
его конструирование. На этом этапе протекают тесно связанные между собой виды деятельности
педагога, которые н ...
Как рассказать ребенку о том, что люди очень разные?
Откуда берутся мальчики и девочки? Этапы психосексуального развития ребенка Мифы
о происхождении детей Кем лучше быть – мальчиком или девочкой? • Почему одни бедные,
а другие богатые? • Мифы об ус ...
Кризис трехлетнего возраста
— Уходи от меня, я с тобой не дружусь. Щас как зареву на тебя!
Два кризиса вы уже пережили (кризис новорождённости и кризис первого года жизни).
Впрочем, в суете и бесконечных заботах о физическом ...