Профессионализация и формирование воинского мастерства военнослужащихВоенная педагогика / ОФИЦЕР – РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Профессионализация и формирование воинского мастерства военнослужащихСтраница 1
Профессионализация как процесс овладения военнослужащим военной профессией и продвижения к вершинам профессиональной компетентности предполагает прохождение им ряда этапов. Каждый из них показывает достижение новых уровней профессиональной компетентности:
•
профессиональное становление (способность самостоятельно выполнять воинский труд);
•
обеспечение стабильности в воинском труде (гарантированное, своевременное и качественное выполнение задач военной службы);
•
восхождение к воинскому и, в частности, боевому мастерству (творческий, эффективный воинский труд, предполагающий реализацию индивидуальных деятельностных стратегий).
Вершина формирования военно-профессиональной компетентности – развитие у военнослужащих постоянного стремления к самосовершенствованию, самореализации в профессиональной деятельности.
Под воинским мастерством
понимается высокий уровень военно-профессиональной компетентности отдельного военнослужащего и подготовленности воинского подразделения, обеспечивающий им гарантированное и эффективное выполнение боевой задачи и обязанностей по несению военной службы.
Военнослужащий, обладающий высоким воинским мастерством, стабильно и качественно выполняет свои функциональные обязанности в различных условиях, проявляя при этом инициативу, творчество и самоотверженность.
В структурном отношении воинское мастерство военнослужащего характеризуется гармоничностью и совершенством всех компонентов военно-профессиональной компетентности и их соответствием требованиям эффективного воинского труда. Оно формируется в ходе хорошо организованного и напряженного военно-педагогического процесса, в котором осуществляется активное и постоянное саморазвитие.
Воинское мастерство подразделения имеет свои психологические особенности и характеризуется следующими чертами:
•
боевой слаженностью и организованностью как упорядоченными взаимодействиями военнослужащих, которые превращают воинский коллектив в единое целое при решении задач военной службы;
•
подготовленностью – сформированной совокупностью хорошо отработанных действий всего личного состава воинского подразделения по решению задач прямого предназначения. Она достигается на основе высокой профессиональной компетентности военнослужащих, эффективного управления подразделением и стабильности его организации и функционирования;
•
умелостью, т. е. достижением способности воинского коллектива гибко использовать все возможности, силы и средства для успешного решения задач воинской деятельности в любых условиях обстановки;
•
устойчивостью и надежностью – способностью личного состава воинского подразделения не снижать слаженности и качества совместных действий под влиянием неблагоприятных факторов;
•
взаимопониманием и сплоченностью всех его членов, обеспечивающим единство взглядов по военно-профессиональным вопросам и способам согласованных действий.
Все это выражается в боевой слаженности подразделения, способности быстрого переключения с одного вида деятельности на другой, взаимозаменяемости.
Воинское мастерство – как высший уровень развития военно-профессиональной компетентности субъекта воинского труда (отдельного военнослужащего или подразделения) – не простая сумма составляющих его компонентов. Оно, безусловно, зависит от уровня развития военно-профессиональной компетентности каждого военнослужащего, от его волевых качеств и других условий и факторов. Именно они составляют основу, механизм и условие формирования воинского мастерства подразделения.
Свои особенности имеет формирование коллективного воинского мастерства. Это сложный и многоплановый процесс. Особая трудность заключена в переходе от индивидуальной подготовки военнослужащих к согласованной и слаженной работе в составе подразделения. В процессе формирования мастерства коллектива выделяются три этапа :
1) организация слаживания подразделения – происходит расстановка воинов по должностям и специальностям, распределение обязанностей, вооружение всех необходимыми знаниями по предстоящим совместным действиям, первичная практическая отработка как частных, так и общих вопросов;
2) тренировки – предназначены для достижения большей согласованности, четкости, скорости, качеств совместных действий; происходит слаживание подразделения;
Смотрите также
Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса
– социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в
изоляции от взрослого мира. С возраст ...
Как они растут
Чтобы освободиться от подавленных эмоций, надо:
1) признать, что они существуют;
2) разрешить себе сделать то, что не позволялось в детстве;
3) рассказать, пережить снова это чувство, состояние.
О ...
Младшеклассник и другие
В три года человек осознал своё собственное «Я» и громко заявил об этом миру.
Впрочем, мир его был тогда не большой и совсем-совсем домашний. Теперь же он выходит
в «большую жизнь»: школа, друзья, ...