Профессионализация и формирование воинского мастерства военнослужащих
Военная педагогика / ОФИЦЕР – РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Профессионализация и формирование воинского мастерства военнослужащих
Страница 2

3) развитие мастерства совместных действий – проведение тренировок коллектива в обстановке, в которой возникают реальные неожиданности, новые условия и факторы, трудности. Регулярные занятия по программе третьего этапа с постоянно изменяющимися и усложняющимися условиями обеспечивают постоянное стремление к достижению высокого коллективного воинского мастерства.

Воинское коллективное мастерство базируется на особом взаимопонимании, взаимном доверии, навыках взаимодействия. На их формирование командиру требуется сосредоточить свое внимание. Ибо при возникновении конфликтов в коллективе резко снижается эффективность совместной деятельности.

Офицеру для решения задачи по формированию воинского мастерства подразделения необходимо использовать возможности всего уклада воинской деятельности. Для этого следует правильно и творчески организовать процесс обучения и воспитания военнослужащих, максимально используя современные достижения военной дидактики. При этом целью обучения становится не простое усвоение «основ наук», а целенаправленное формирование военно-профессиональной компетентности и мастерства подразделения как интегративного качества, необходимого для успешного решения задач воинской деятельности.

Важные элементы в системе формирования военно-профессиональной компетентности военнослужащих – структурирование содержания обучения военнослужащих с целью формирования у них целостного опыта решения профессиональных и социально-психологических проблем и организация учебно-воспитательных мероприятий и всех сторон деятельности воинских частей и подразделений. Для этого в процессе обучения целенаправленно организовывается система предметных и социальных ситуаций предстоящей военно-профессиональной деятельности военнослужащих с использованием всех современных обучающих технологий.

Поэтому важно создавать систему ситуаций включения в практику будущей профессиональной деятельности, во время которых обучаемые самостоятельно осознают проблему, оценивают, проектируют и осуществляют решение проблем воинской деятельности, контролируют эффективность принятых мер и при необходимости вносят коррективы в свои действия. Именно в этом и состоит основное отличие военно-профессиональной компетентности от ее собственно знаний. Военнослужащий должен быть готов к тому, чтобы самостоятельно применять профессиональные знания, навыки, умения в условиях воинской деятельности.

Для формирования военно-профессиональной компетентности важное значение имеет организация мотивационного и технологического аспектов.

Мотивационный аспект формирования компетентности – это объективно необходимый компонент, который характеризуется отношением обучающего и обучаемого к предмету обучения и сопровождает весь процесс формирования профессиональной компетентности. От этого зависит степень активности военнослужащих, их стремление к повышению уровня профессиональной компетентности. Здесь решаются две взаимосвязанные задачи по формированию у них понимания необходимости и принятия целей военной службы, овладения воинской специальностью. Только при условии четкого осознания и принятия целей, понимания конечного результата действий и пути его достижения происходит желаемое слияние слова и дела. Постоянное и творческое подкрепление этих двух взаимосвязанных задач организационными, воспитательными и учебно-боевыми мероприятиями обеспечивает необходимую, постоянную и устойчивую мотивацию военнослужащих к повышению профессиональной компетентности.

Технологический аспект формирования военно-профессиональной компетентности состоит в создании ситуаций, связанных с различными сторонами воинской деятельности, и предоставлении возможности обучаемым решать их всевозможными способами. Такие возможности предоставляет использование современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания.

Процесс формирования профессиональной компетентности проходит две стадии – подготовки и непосредственного обучения. На первой стадии подготавливаются условия для предстоящего овладения воином специальностью или профессией с известными заранее показателями. Основную работу здесь выполняет командир, преподаватель, методист, инструктор, которые должны создать необходимую мотивацию у обучаемых и подготовить учебно-методические средства (системы задач, ситуаций и вопросов, учебно-тренировочные комплекты, компьютерные симуляторы и другие).

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Любовь без условий
Безусловная любовь — та почва, на которой вырастают самые прекрасные цветы. ...

Здравствуй, это я!
Не так давно считалось, что для новорождённого мир — это такая странная реальность, где всё гудит и светится. И что кроме неясных пятен света и тени он не видит ничего. Но, оказывается, крохотные д ...

Кризис трехлетнего возраста
— Уходи от меня, я с тобой не дружусь. Щас как зареву на тебя! Два кризиса вы уже пережили (кризис новорождённости и кризис первого года жизни). Впрочем, в суете и бесконечных заботах о физическом ...