Организация воспитания военнослужащих-женщин
Страница 2

Проведенный военными учеными гендерный анализ профессионализации военнослужащих женского пола выявил типологию их основных групп.

Первая группа – женщины-военнослужащие «двойного успеха», основная часть которых реализовала свой личностный потенциал и в профессиональной, и в семейно-бытовой сфере. Эта группа, как показало исследование, самая малочисленная из выделенных (1,2%). К ней относится большинство женщин-офицеров в воинском звании майор или подполковник, а также женщины, проходящие военную службу на самых высокооплачиваемых должностях в гендерной нише воинской профессионализации.

Представительницам этой группы свойственны высокая степень удовлетворенности своими деловыми качествами, высокая военно-профессиональная самооценка, оптимальная согласованность воинских и семейных обязанностей. По данным Г. В. Турецкой и А. Е. Чириковой, женщины «двойного успеха» в большей степени, чем другие типы работающих женщин, ориентированы в полоролевом взаимодействии на наращивание именно гендерных качеств, так как деловые у них в достаточной степени выражены и сформированы.

Вторая группа – профессионально ориентированные женщины-военнослужащие . Основной движущий мотив представительниц этой группы – признание в профессиональной среде своих достижений и творческая самореализация (иногда в ущерб семейно-бытовым отношениям). Численность таких женщин относительно невелика – всего 6%. Они отличаются тем, что в структуре направленности личности содержательная сторона их профессиональной деятельности превалирует над вещественно-материальной (важен не результат, а сам процесс работы, межличностные контакты в профессиональной среде как фактор самореализации). Наиболее полно такие женщины реализуют свой личностный потенциал именно в работе. В основном они представлены в феминизированных сферах воинской деятельности: подразделениях связи, штабной, медицинской и тыловой службах, из них около трети замужних и более половины незамужних.

У профессионально ориентированных женщин существует ярко выраженное противоречие между целями выполняемой деятельности и реализацией репродуктивно-семейной функции. «Если женщина целиком поглощена каким-либо делом, – замечает Симона де Бовуар, – ей становится страшно, что она не состоится как женщина. Это чувство постоянно живет в ней, ослабляя волю и ограничивая максимально эффективную деятельность».

Третью группу составляют женщины-военнослужащие, работающие по необходимости. Как правило, это одинокие матери, разведенные и жены материально неблагополучных мужей. Это самая большая группа военнослужащих женщин – около 67%. Они работают не ради самореализации, а по принципу: выбирать не приходится. Если мужчина, как правило, «слит с профессиональной деятельностью воедино», то женщина очень часто отвлекается на работе в связи с семейными заботами. Эффективность их труда в плане инициативы достаточно низка, так как материальное стимулирование практически отсутствует, а зарплата не зависит от объема выполненной работы. Личностная ориентация направлена в основном на межличностное общение в женской профессиональной среде.

Четвертая группа – семейно ориентированные женщины-военнослужащие. К ней относится треть замужних и менее половины незамужних женщин, предпочитающих основное время своей жизни посвящать семье. Незамужние женщины этой группы не отличаются высокими результатами профессиональной деятельности, поскольку один из главных мотивов их жизни – создание благополучной семьи. В отличие от них замужние женщины со стажем работы 10 лет и более, как правило, стремятся повысить свою профессиональную квалификацию и статус. Даже если заработка мужа не хватает для достойной жизни, их девиз: «Пусть думает муж, на то он и глава семьи». Как правило, они трудно адаптируются к новым условиям работы и находятся в уязвимом положении в семье.

Среди обстоятельств, детерминирующих остроту социальных проблем женщин-военнослужащих и необходимость их решения, можно выделить следующие:

поэтапное сокращение Вооруженных Сил, затрагивающее традиционные ниши профессиональной занятости военнослужащих женского пола;

неразвитость социальной инфраструктуры в воинских гарнизонах, что обостряет семейно-бытовые проблемы и социальное самочувствие военнослужащих женского пола;

выраженный дефицит должностей в воинских учреждениях и частях по имеющемуся базовому образованию жен военнослужащих;

слабые перспективы служебного роста по сравнению с военнослужащими-мужчинами, обусловленные меньшим (по сравнению с мужчинами) доступом женщин к высшему военному образованию по большинству воинских специальностей.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...

ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Будучи основой обеспечения военной безопасности Российской Федерации, Вооруженные Силы составляют опору ее государственности. Они могут успешно выполнять свое историческое предназначение по обеспе ...

Ловушки для родителей
Есть всего два вида родительской любви: любовь безусловная и любовь озабоченная. ...