Сущность и виды отклоняющегося поведенияВоенная педагогика / ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Сущность и виды отклоняющегося поведенияСтраница 2
Наибольшее внимание государства, российского общества, каждого гражданина должно уделяться профилактике таких форм отклоняющегося поведения, которым присущи осознанность и асоциальность. Это все формы агрессивного, аморального, делинквентного поведения (противоречащего нормам права, кроме уголовного), а также преступного или криминального, когда человек преступает нормы уголовного законодательства.
Как всякое действие, отклоняющееся поведение имеет внутренний механизм, своеобразную пружину (цель, мотив), которые обусловлены психобиологическими и возрастными особенностями личности, социальным опытом, общим развитием.
В основе асоциального поведения лежат нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, деформация регуляции поведения, десоциализация. Его источником служит совокупность объективных и субъективных факторов, детерминирующих неприспособленность человека к конкретным условиям социально полезной деятельности (его дезадаптацию). Дезадаптация влечет отчуждение личности от социально-позитивных связей и отношений и, как следствие, вызывает десоциализацию. Последняя неразрывно связана с деморализацией, одно из выражений которой – трудновоспитуемость. Та или иная степень деморализации лежит в основе асоциального поведения.
Асоциальное поведение может проявляться в нескольких плоскостях:
•
как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность, их устойчивость или слабость, повышенная активность или пассивность ребенка, сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость, импульсивность и непредсказуемость, повышенная возбудимость и аффективность и др.);
•
как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость);
•
как низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие, необязательность, невыполнение заданий, пропуски занятий, прогулы, уход из дома и из школы, бродяжничество, конфликты со сверстниками и взрослыми, копирование образцов асоциального поведения, ориентация на узкогрупповые интересы и ценности);
•
как вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми).
Все эти качества и свойства личности, сложности в отношениях с окружающими и поведении ведут к трудоемкости обучения и воспитания.
Смотрите также
Волшебники и зомби, или Что мешает родителям быть счастливыми родителями, а
детям - счастливыми детьми
Ребёнок, который только пришёл в этот мир, ещё ничего не знает о нём.
И первая связующая нить, которая протянется между ним и миром, — это наша родительская
любовь. Мы — их земное начало начал, мы ...
Чуство вины
— Ты Руту жалеешь. Ты Руту уважаешь красиво, а меня нет.
Вина захлёстывает родителей по любому поводу. Вам может казаться, что из-за вас
малыш не спит по ночам, что у него поднялась температура, чт ...
Любовь без условий
Безусловная любовь — та почва, на которой вырастают самые прекрасные цветы. ...