КТО НАС ЗАПРОГРАММИРОВАЛ?Книги педагогам / Воспитание подростка / КТО НАС ЗАПРОГРАММИРОВАЛ?Страница 2
Инстинкты вырабатываются медленно так же долго, как и новые органы, а, став ненужными, перестраиваются или разрушаются медленно, зачастую не быстрее, чем морфологические приспособления число пальцев, форма клюва, строение зубов. 7. Не стоит забывать, что наши предки были не беднее инстинктами, чем любые другие животные.
Множество инстинктов, которые унаследовал, человек, не только не успели разрушиться, но более того, они не исчезнут никогда. Потому что они нужны, потому что они по-прежнему служат, составляя фундамент новой, рассудочной деятельности. Она развивалась не на пустом месте, а от врожденных программ.
Например, инстинкт собирателя, содержащий в себе стремление искать, различать, классифицировать, учиться награждающий нас за правильное применение программы радостью удовлетворения. Этот инстинкт проявляется не только в атавизмах сборе даров природы. Он в азарте коллекционера марок и этикеток, он в страсти зоолога и ботаника собирать и классифицировать коллекции животных и растений, он и в неутомимой жажде геолога к пополнению коллекций минералов.
Никого из нас не заливает краска стыда из-за того, что все мы рождаемся, питаемся и умираем, как животные. Тогда не стоит и стыдиться, что во многих своих пристрастиях и поступках мы руководствуемся инстинктом. 8. А есть ли инстинкты, присущие только человеку? Зоологи утверждают: в двух проявлениях человек уникален в животном царстве он пользуется речью и огнем.
Использование огня утилитарно, но тяга к огню у человека бессознательна, инстинктивна. Это единственный инстинкт, которого не знают звери. Инстинкт человека. Он возник у нашего далекого предка и сохранился в нас. Но как только не преломлялся он в сознании! Культы огнепоклонников. Разрушительные блаженства пироманов. Подожженный и заново отстроенный Рим. Пионерские костры. Вечный огонь в честь павших…
Думая подобным образом, мы открываем для себя еще один путь познать образ предка, а через это по-новому понять и себя, и своих детей.
Это стихотворение написал Николай Рубцов. И вот что интересно: возьмите любого поэта, найдите стихотворение воспоминание о родном доме, где прошло детство, и вы почувствуете силу такого стихотворения. О Родине или ничего, или хорошо. 9. А теперь давайте прочтем большое стихотворение:
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои…
…Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь. 10. Так неужели любовь к Родине инстинкт? На этот вопрос этологи отвечают решительным «да».
А выяснено это было в опытах на перелетных птицах. Брали птиц в разном возрасте еще не вылупившихся, только что вылупившихся птенцов, слетков, покинувших гнездо, молодых, живущих с родителями, молодых чуть постарше, взрослых и перевозили из места, где были их родительские гнезда, в другое. На новом месте пернатых подопытных задерживали до начала осенней миграции на зимовки, окольцовывали и отпускали. А весной ждали по обоим адресам. Оказалось, что, слетав на зимовки, взрослые птицы возвращались «домой», причем поведение молодых зависело от возраста в момент опыта. Если их перевозили по достижении некоторого критического возраста, они возвращались к «родным пенатам» (то есть туда, откуда их увезли). Не достигшие этого рубежа возвращались туда, где их выпустили. Значит, у птиц привязанность к определенному месту на Земле образуется в детстве, в каком-то критическом возрасте. Где они в этом возрасте окажутся, там и будет их родина, на которую они станут возвращаться всю жизнь. 11. Запечатление каких-либо образов мозгом в детстве и на всю жизнь этологи называют импринтингом «впечатыванием» в формирующийся мозг.
Заметьте, что инстинктивная родина не обязательно место рождения, это место, где прошел чувствительный отрезок детства. Теперь импринтинг родины изучен у многих животных рыб, черепах, птиц, млекопитающих. Видимо, этот же механизм действует и у детей в возрасте старше 2 и моложе 12 лет. 12. Есть территориальные животные и есть номады бродяги, не знающие дома. Каков же человек? Со школы мы знаем: есть оседлые народы, есть кочевые. Это зависит от уклада жизни, экономики. А каким был наш предок собиратель?
Смотрите также
ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Ее значение
в развитии современного образования, решении задач обучения и воспитания подрастающего
поколения постоянно возрастает. ...
Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...
ОФИЦЕР – РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В развитии Вооруженных Сил, в решении стоящих перед ними задач особая роль принадлежит
офицерскому корпусу. Офицеры – ядро человеческого фактора армии, основа морального
духа войск. От уровня их п ...