Психология образовательной деятельности. Образование и образовательные системыКниги педагогам / Педагогическая психология / Теории учения и их сравнительная роль в организации современного
образования / Психология образовательной деятельности. Образование и образовательные системыСтраница 1
Образованием
называется специально организованная система условий, которая создается в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В образовательной системе осуществляется прием и передача опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, с помощью которой происходит управление развитием человека.
В буквальном смысле образование означает создание образа, некоторую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование понимают как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.
Образовательная деятельность представляется единством деятельности педагога (преподавания) и деятельности обучаемых (учения).
Образование можно рассматривать в разных смысловых плоскостях:
1) образование как система имеет определенную структуру и иерархию элементов в виде учебных и научных заведений разного типа (дошкольное, начальное, среднее, среднеспециальное, высшее образование, постдипломное образование);
2) образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса; технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования;
3) образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертификатом.
Образование обеспечивает в своем конечном итоге какой-то определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, а также определенный уровень знаний, умений, навыков, подготавливающий его к тому или иному виду практической деятельности. Существует общее и специальное образование. Общее образование может обеспечить каждому человеку знания, умения, навыки, которые будут необходимы ему для всестороннего развития и будут являться базовыми для получения в дальнейшем специального профессионального образования. По уровню и объему содержания общее и специальное образование бывает начальным, средним и высшим. Также существует поствузовское образование, которое называют еще термином «образование взрослых». Под содержанием образования понимается содержание единого целостного процесса, который характеризуется:
1) обучением, т. е. усвоением опыта предшествующих поколений;
2) воспитанием, т. е. воспитанием типологических качеств личности;
3) развитием человека, умственным и физическим.
Из этого следуют три компонента образования: обучение, развитие, воспитание.
Если проанализировать эти понятия, то можно составить более глубокое представление о внутреннем содержании категории образование, чтобы ответить на вопрос, из чего она состоит и что в себе содержит.
Современное понимание образования можно найти в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.): «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». В четырнадцатой статье этого закона изложены общие требования к содержанию образования:
1) содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:
а) на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации;
б) на развитие гражданского общества;
в) на укрепление и совершенствование правового государства;
2) содержание образования должно обеспечивать:
а) формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
б) адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
в) интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;
г) формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
д) воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества.
Смотрите также
Волшебники и зомби, или Что мешает родителям быть счастливыми родителями, а
детям - счастливыми детьми
Ребёнок, который только пришёл в этот мир, ещё ничего не знает о нём.
И первая связующая нить, которая протянется между ним и миром, — это наша родительская
любовь. Мы — их земное начало начал, мы ...
Цепочка поколений
Мы созданы из осени и лета, Мы созданы из сумрака и света, Из жара юности и мудрости
седин Мы созданы. А что мы создадим?
Свою жизнь человек начинает с единства. С собой и мамой, а через неё — со в ...
Враг первый: жизненный опыт
— Мам-пап, я загадку придумал: «В огороде стоит, лохматое и к солнцу тянется.
Что это?» Родители хором:
— Подсолнух!
— А вот и нет. Чучело!
Жизненный опыт, несомненно, штука полезная. Во многом б ...