Закономерности обучения военнослужащих
Страница 1

Обучение военнослужащих представляет собой закономерный и диалектически развивающийся процесс. В нем своеобразно проявляются законы и закономерности общественного развития, познавательной деятельности людей, формирования личности, психологии, философии, социологии, физиологии, кибернетики, моделирования и др. Однако у него есть и свои закономерные связи с различными явлениями общественной жизни и военного дела, а также с другими составными частями педагогического процесса (воспитанием, развитием, психологической подготовкой).

Необходимо заметить, что, хотя выявленные закономерности процесса обучения военнослужащих могут опираться на утверждения, полученные в других науках, но обращенные к проблемам дидактики, они являются дидактическими и относятся непосредственно к военной дидактике, поскольку вскрывают внутренние связи в процессе обучения военнослужащих.

Закономерности обучения, будучи выражением действий законов в конкретных условиях (утверждениями, вскрывающими связи между явлениями, но не столь строгие, как законы), – это объективные, существенные, устойчивые и повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Особенность понятия «закономерность» в дидактике состоит в том, что эти связи и зависимости компонентов процесса обучения имеют по преимуществу вероятностно-статистический характер; часть из них действует практически всегда, независимо от действий участников и условий процесса, например: цели и содержание обучения военнослужащих зависят от требований государства, Вооруженных Сил к уровню подготовки военнослужащих.

Основная же часть закономерностей проявляется в качестве тенденции, т. е. не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаев. Это характерно как для всех общественных процессов, так и для процесса обучения, поскольку он зависит от множества факторов: сознательной деятельности участников этого процесса; социальных, экономических, культурных, материальных условий и др.

Многие закономерности могут быть обнаружены опытным, эмпирическим путем. Однако для большей эффективности обучения военнослужащих и в связи с его усложнением в Вооруженных Силах, вызванным включением в него новых средств, офицеру, командиру, военному педагогу необходимы теоретические знания о закономерностях, по которым протекает процесс обучения.

Их разделяют по различным основаниям на объективные (присущие процессу обучения по его сущности) и субъективные (зависящие от предпринимаемой участниками обучения деятельности), внешние и внутренние, общие и частные.

Внешние закономерности характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий, социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования.

К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Другими словами, это – зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом.

Закономерности, действующие в процессе обучения, также подразделяют на общие и частные (конкретные). Охватывающие своим действием весь процесс обучения, называют общими, те же, действия которых распространяется на отдельные компоненты, – частными (специфическими).

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...

Как и почему дети выводят нас из себя
Хорошо, — скажут родители, — я согласен растить детей, как цветы; перспектива действительно приятная. И даже расти вместе с ними я согласен. Примем это как стратегический план. Но скажите, пожалуй ...

Трудности перехода
Давайте сделаем маленькую передышку и поиграем в слова-ассоциации. Сейчас мы будем называть слово (существительное), а вы, как только его прочтёте, сразу же, не раздумывая, называйте своё (прилагат ...