Обучение на основе графических методов сжатия информацииВоенная педагогика / ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ) / Обучение на основе графических методов сжатия информацииСтраница 1
Характерным примером технологий обучения на основе графических методов сжатия информации служит методика В. Ф. Шаталова, одного из выдающихся учителей-новаторов ХХ в. Используя многолетний опыт преподавания математики и физики в средней школе г. Донецка (Украина), он разработал так называемый «метод опорных сигналов» в предложенном им «опорном конспекте». Эндосфера услуги и сервисы в москве эндосфера москва цена.
Опорный конспект – это конспект-код, распознавать который может только посвященный в него ученик или преподаватель. Этот конспект весьма лаконичен, в нем на одной тетрадной странице размещается материал нескольких уроков, закодированный в образной, легко обозримой форме. На страничке – короткие ключевые фразы, отдельные слова и понятия, математические выкладки, цифры, которые надо запомнить.
Расположение материала, рамка, стрелки, разные шрифты и цвета, выделяющие главное, – все это строго продумано и составляет логически стройный и системный алгоритм рассуждения, траекторию движения идеи, движения мысли. Одновременно этот конспект – основа для 20-минутного рассказа учителя на уроке. Естественно, что при составлении такого конспекта (при свертывании материала) преподаватель должен проявить и свое творческое воображение, и в какой-то мере искусство изложения максимума информации при минимуме объема.
При этом весь годовой материал дисциплины (физики, математики и др.) занимает всего лишь 30-40 страниц конспекта. Эти опорные сигналы издаются затем массовым тиражом как учебные пособия, и учителя соответствующих дисциплин могут пользоваться ими, не затрачивая много времени на аналогичное конспектирование.
Имея в руках такой опорный лист, преподаватель начинает занятие с его детального декодирования, разворачивая сжатый конспект в полный текст. При этом, если потребуется, в быстром темпе повторяет ход своих рассуждений дважды или трижды, не боясь повторов, пока обучающиеся ясно не увидят логическую схему излагаемого вопроса.
Обучающийся самостоятельно, держа перед собой этот опорный лист, вспоминает рассказ преподавателя и, естественно, используя рекомендованный ему учебник, мысленно разворачивает схему в полный текст и одновременно опять сворачивая его в опорный сигнал. При этом не запоминает, не «зубрит» (не учит в традиционном смысле слова), а работает умом.
Здесь предложен совершенно новый вид учебной умственной деятельности: свертывание и развертывание текста изучаемого материала становится наглядным процессом обдумывания и усвоения материала.
Принципы составления опорных конспектов
1. Лаконичность. Информационный комплекс (ИК) с точки зрения восприятия должен содержать 350–500 бит. Если в конспекте отражаются 6–8 ИК, то общее количество информации опорного конспекта не должно быть более 3000–4000 битов или 600–800 печатных знаков. Второй аспект этого принципа требует, чтобы преподаватель смог рассказать материал по ИК за 20–25 минут. Иначе говоря, материал двухчасовой лекции по опорному конспекту должен быть изложен за 20–25 минут.
2. Структурность . При составлении опорных конспектов используется прием укрупнения дидактических единиц усвоения информации, что позволяет излагать материал целыми блоками, связками. Опорный конспект содержит около 4–5 блоков, структура расположения которых должна быть удобной для воспроизведения и запоминания, т. е. опорные сигналы располагаются не обязательно построчно, а самыми разнообразными способами.
3. Акцент . Материал опорного конспекта делается «рельефным» путем заключения его в рамки самой необычной конфигурации, применением различных шрифтов, цветов, расположением слов (по вертикали, наискосок и т. п.).
4. Унификация . Символика, применяемая в качестве опорных сигналов, должна быть единой. Не допускается такое положение, чтобы в разных блоках один и тот же по начертанию символ имел бы разное содержание. Удобно вводить определенные значки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов (либо целых сочетаний).
5. Автономность . Каждый из 4–5 блоков опорного конспекта отображается отдельно, мало или почти не имея связей с другими блоками. Таким образом, если один из блоков будет забыт, то остальные легко воспроизвести без него.
6. Привычные ассоциации и стереотипы . Нужно умело подбирать ключевые слова. Удачная шутка, образ, анекдот, рисунок и т. п. позволяют оживить в памяти целый рассказ.
7. Непохожесть . Очень часто при составлении опорных конспектов допускается одна и та же ошибка: они схожи как две капли воды. Бесконечные таблицы, круги, треугольники, квадраты и пр. – в результате блоки трудно сохранить в долговременной памяти. Опорные конспекты следует разнообразить по форме, структуре и графическому исполнению.
8. Простота . Опорный конспект должен быть прост и для запоминания, и для воспроизведения. Нужно избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей, рисунков, графиков, диаграмм и пр.
9. Четкость, ясность . Четкость, ясность, удобочитаемость и простота графических форм с точки зрения психофизиологических свойств человека позволяют «схватывать» глазом одновременно группу букв или даже слов, повысить скорость опознания букв и осмысливания увиденного.
Смотрите также
Кто ваш ребенок?
Уровень развития ребенка-дошкольника Несколько правил разговора с ребенком о
жизни Какого цвета жизнь вашего ребенка? Немного об индивидуальных различиях детей
Как любить ребенка? • Как научить ег ...
Итоги первой части
1. Нашим детям нужна безусловная любовь. Не «сегодня я люблю тебя за пятерку»
и не «уходи, ты разбил стекло, я тебя не люблю». Любовь не предмет торга.
2. Ребёнок всегда должен быть уверен в любви ...
Как и почему дети выводят нас из себя
Хорошо, — скажут родители, — я согласен растить детей, как цветы; перспектива
действительно приятная. И даже расти вместе с ними я согласен. Примем это как стратегический
план. Но скажите, пожалуй ...