Сущность воинского коллектива и стадии его развития
Военная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Сущность воинского коллектива и стадии его развития
Страница 1

В коллективе происходит гармонизация личных и коллективных, социально ориентированных целей. Развитие каждого члена коллектива основано на разрешении противоречий между общими и индивидуальными целями. Задачи воспитания военнослужащих реализуются в единстве развития личности и раскрытия ее индивидуальности.

Конструктивную роль при этом коллектив играет тогда, когда обеспечивается равноправие командиров и подчиненных перед законом, защищенность прав личности, демократический характер самоуправления, превращение каждого члена коллектива в активного субъекта своей и коллективной жизни, участием в постановке целей, планировании, обсуждении и реальной практике.

Процессы развития воинского коллектива и личности каждого его члена тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. С одной стороны, развитие личности военнослужащего во многом зависит от характера официальных и межличностных отношений, от уровня воинского коллектива в целом. С другой стороны – от степени активности военнослужащих, их способностей, индивидуального развития зависит сила воспитательного воздействия коллектива. Чем активнее отдельные члены участвуют в общественной жизни воинского подразделения, чем полнее в ней они реализуют свои индивидуальные стремления и интересы, тем большей сплоченностью отличаются коллективные отношения.

Понятие «коллектив» происходит от латинского colligo, что в переводе на русский означает «объединяю», а латинское collectivus – «собирательный».

В педагогике под коллективом

понимается социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

В отличие от малых групп для коллектива характерны следующие признаки:

стоящая перед коллективом социально значимая цель осознана и принята всеми его членами, прилагающими максимум своих усилий в ее достижении и обеспечивающими тем самым оптимальную эффективность деятельности;

в коллективе должны присутствовать наиболее ценные типы межличностных отношений: доверие, доброжелательность, взаимопомощь, взаимопонимание, сплоченность и другие, обеспечивающие положительный психологический климат, высокую работоспособность и устойчивость;

коллектив должен возглавлять руководитель-лидер, т. е. лицо, совмещающее в себе способности хорошего организатора и одновременно высокого профессионала, уважаемого и эмоционально привлекательного для всех членов группы.

Сущность коллектива детально определял А. С. Макаренко, который отмечал, что нельзя представить себе коллектив, если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив – это социальный живой организм, поскольку у него есть органы, полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, это просто толпа или сборище. Если исходить из такого определения, то становится понятным: создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время.

В повседневной воинской деятельности принято называть коллективом в широком смысле слова всякую группу военнослужащих с общей положительной социальной направленностью (коллектив воинского подразделения, части, соединения и т. д.). Однако такие группы иногда лишь внешне кажутся высокоорганизованными, поскольку в них имеются распределение функций, должностная иерархия, отношения субординации. При более тщательном изучении нередко оказывается, что межличностные отношения в этой группе конфликтны, она дробится на изолированные группировки, в ней нет единства мнения, имеют место негативные внутригрупповые традиции и т. п. В таком случае командиру любого уровня еще предстоит большая работа по организации личного состава, изменению межличностных отношений, воспитанию общих ценностных ориентаций, чтобы такая внутренне разрозненная группа военнослужащих превратилась в настоящий воинский коллектив.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Заключение
Итак, прочитав эту книгу, вы теперь знаете, что  именно мы скрываем от себя и своих детей, боясь нарушить их и свое спокойствие, не зная, как начать разговор, или не считая нужным вообще иска ...

Враг третий Погоня за идеалом
Папа открывает настольную игру: — А инструкция была? — спрашивает. — Нет, не была. Она ещё не приходила. Все представляют свой идеал по-разному. Но есть что-то, что объединяет все наши «идеальные ...

Гумманиз и функции контроля в обучении
При бытующем сегодня в обществе широком понимании гуманизма, естественно, возникает мысль: все, что мы делаем в образовании, - гуманизм (за исключением крайних авторитарных форм). Как же вычленить ...