Сущность воинского коллектива и стадии его развития
Военная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Сущность воинского коллектива и стадии его развития
Страница 6

Если подобная работа становится системной и содержательной, члены актива деятельно поддерживают порядок и дисциплину в воинских коллективах, оказывают положительное влияние на других военнослужащих.

Главный неофициальный орган коллектива – общее собрание военнослужащих, которое проводится с определенной периодичностью. Основная цель собраний – направлять общую работу на достижение целей, стоящих перед коллективом, ориентируя на это всю организацию его жизнедеятельности. На них решаются текущие и перспективные учебно-боевые, служебные и общественные задачи, заслушиваются отчетные доклады общественных органов и проводятся выборы их членов, обсуждаются вопросы состояния боевой подготовки, воинской дисциплины и т. д. На собрании создается открытая обстановка для обсуждения любым членом коллектива вопросов повестки дня.

Таким образом, второй этап характеризуется формированием относительно высокой сплоченности личного состава, своеобразного самосознания коллектива, успешным решением учебных, боевых и других задач, привлекательной для всех деятельностью, осуществлением активного, творческого, делового общения военнослужащих.

Третий этап – социальной и боевой зрелости – органичное продолжение двух предыдущих. Воинский коллектив сам начинает формулировать и предъявлять требования, основанные на нормах морали и права, что свидетельствует о сложившейся системе самоуправления. Коллектив становится активным субъектом воспитания военнослужащих, раскрывая в полной мере свои воспитательные возможности по осуществлению «педагогики параллельного педагогического действия». Целенаправленное педагогическое влияние в этих условиях опосредуется.

Именно осуществляя параллельное воспитательное воздействие, воинский коллектив становится полноценным субъектом воспитания. Военнослужащие живут, выполняют служебные и функциональные обязанности, сообща занимаются спортом. Такое «параллельное педагогическое действие» обеспечивает каждому члену коллектива в совместной деятельности позицию субъекта.

Основные направления коллективной жизни воинского подразделения:

самоутверждение личности военнослужащего;

освоение личным составом различных видов воинской деятельности;

открытие каждым военнослужащим своей личности и индивидуальности через взаимоотношения с сослуживцами в различных сферах деятельности.

На этой стадии происходит объединение интересов, знаний, убеждений, действий, ценностей, взаимоотношения в основном бесконфликтны, отличаются взаимопомощью, взаимной поддержкой. Усиливается действие общественного мнения – особой формы коллективного требования, которое принимается всеми членами коллектива как неоспоримое и само собой разумеющееся. Активно развиваются традиции в воинском коллективе, отражающие уровень сформированности коллективных отношений. Происходит гармонизация формальной и неформальной структур отношений в коллективе: появляется стремление к общению и интерес к деятельности других воинских коллективов, в межличностных отношениях преобладают внимание друг к другу и готовность помочь, уменьшается проявление «звездности» и «отверженности» отдельных военнослужащих. Следует отметить, что данной стадии достигают не все воинские подразделения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Авторитет  –  социально-психологическое явление, выражающееся в возможности одного человека оказывать влияние на других людей. Различают авторитет официальный, должностной, определяемый ...

Младшеклассник и другие
В три года человек осознал своё собственное «Я» и громко заявил об этом миру. Впрочем, мир его был тогда не большой и совсем-совсем домашний. Теперь же он выходит в «большую жизнь»: школа, друзья, ...

О жизни по телевизору
Как научить ребенка смотреть телевизор? Чем телевидение завораживает детей? Как влияют телевизионные образы на детей? С какого возраста детей можно оставлять у телевизора без присмотра взрослых? • ...