Сущность и содержание морально-боевых качеств воиновВоенная педагогика / ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Сущность и содержание морально-боевых качеств воиновСтраница 2
Психологический компонент включает многообразный мир психических явлений и прежде всего те психические свойства личности, которые обусловливают общественно значимое поведение и деятельность человека.
Особую роль в деятельности, поведении играет система мотивов и задач, которые ставит себе человек. Мотивы представляют собой основные побудительные силы, которые характеризуют не только то, что делает или как поступает воин, но и то, ради чего он делает или поступает так, а не иначе.
Мотивы могут быть общественно значимыми и частными. Например, если добросовестное отношение воина к своим служебным обязанностям основывается на чувстве долга и личной ответственности за защиту своей Родины, то все его действия и поступки будут продиктованы интересами государства и общества, побуждаться общественно значимыми мотивами.
Если же отношение воина к своим обязанностям определяется личными интересами – побуждается частными мотивами, его действия и поступки будут во многом определяться конкретно сложившейся обстановкой.
В процессе воспитания, организации деятельности и поведения воина следует обязательно учитывать его частные мотивы, стараясь соотнести их с интересами учебы и службы и при этом формировать и развивать общественно значимые мотивы, которые придают деятельности идейный смысл, приводят к глубокому осознанию ее целей и задач. В воспитании у воинов морально-боевых качеств необходимо формировать именно устойчивые общественно значимые мотивы, проявляющиеся в высокой сознательности, глубоком понимании своего долга и ответственности за защиту интересов Родины.
Профессионально-боевые качества отражают уровень подготовленности воинов к успешному ведению современного боя, умелому использованию боевой техники и оружия. Это предполагает формирование у личного состава высокого воинского мастерства, боевой выучки, приобретение глубоких теоретических и практических знаний техники и оружия, развитие тактического и технического мышления, воспитание боевой активности, наступательного духа, дисциплинированности, гордости и любви к своей профессии, любви к военному делу, боевой технике и оружию.
Профессионально-боевой компонент в основном связан с обучением и боевой подготовкой. Безусловно, немалую роль в формировании этой группы качеств играет и воспитание, особенно в привитии воинам дисциплинированности, любви к боевой технике и оружию, стремления в совершенстве овладеть военным делом и т. п.
Физические качества характеризуют уровень физического развития, натренированности военнослужащих, их способность переносить большие нагрузки, возможные в условиях современной войны.
В воспитании и обучении важно учитывать и то, что на формирование морально-боевых качеств определенное влияние оказывают и генетически, биологически обусловленные качества человека, его индивидные свойства , к которым относятся: особенности нервной системы, темперамент, конституция тела, пол, возраст.
Так, свойства темперамента, базирующиеся на унаследованной основе того или иного типа нервной системы, оказывают существенное влияние на проявление морально-боевых качеств, придавая им определенную эмоциональную окраску.
От особенностей нервной системы зависит также быстрота формирования и закрепления тех или иных качеств и черт характера. При всех равных условиях решительность значительно быстрее воспитывается и закрепляется у сангвиника и холерика, чем у флегматика и меланхолика, в то время как самообладание быстрее формируется у флегматика и сангвиника, чем у холерика.
Учитывая влияние биологического компонента на воспитание у воинов морально-боевых качеств, не следует, однако, преувеличивать его значение. Во-первых, важно иметь в виду, что унаследованные особенности нервной системы не являются постоянными. Они изменяются под влиянием условий деятельности и целенаправленных воспитательных воздействий. Следовательно, формирование и закрепление тех или иных морально-боевых качеств будут оказывать благотворное влияние на изменение унаследованных качеств человека. Кроме того, врожденные особенности нервной системы и организма характеризуют лишь динамическую сторону деятельности, поведения воина, содержательная же сторона определяется собственной активностью личности, мировоззрением, идейными и нравственными убеждениями воина.
Смотрите также
Мальчик в семье
Правильное воспитание детей в том, чтобы дети видели своих родителей такими,
каковы они в действительности.
Джордж Бернард Шоу
Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизв ...
Сверяйтесь по таблицам
Чтобы вам было проще ориентироваться во всех этих переходах, ступеньках и кризисах,
мы свели их в простые таблицы. Время от времени возвращайтесь к ним. Замечено —
это успокаивает. Приятно осознав ...
Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса
– социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в
изоляции от взрослого мира. С возраст ...