Организация воспитательной работы с солдатами и сержантами, проходящими службу по призыву и по контракту
Военная педагогика / ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Организация воспитательной работы с солдатами и сержантами, проходящими службу по призыву и по контракту
Страница 1

В современных условиях значительно вырос уровень развития как самого человека, так и социума, частично изменились ценности и мотивация, возросли требования к уровню подготовки, компетентности специалиста, пониманию приоритетности профессионализма в процессе деятельности военнослужащего. Все это в значительной мере требует изменения содержания, организации, методики воспитательного процесса.

Современная ситуация объективно предполагает необходимость глубокого и полного изучения психолого-педагогических особенностей рядового и сержантского состава, проходящего службу в Вооруженных Силах как по призыву, так и по контракту. Выделение этой категории военнослужащих в воспитательном процессе обусловлено рядом причин:

их служба соответствует определенному социально-правовому положению;

выполняемые ими профессиональные задачи однотипны;

эта категория военнослужащих составляет большую часть воинских подразделений и непосредственно на них возлагается решение основных задач, стоящих перед армией.

Для формирования профессионально важных качеств у военнослужащих данной категории в современных условиях необходим научный, глубоко обоснованный и продуманный подход к их воспитанию.

Воспитание военнослужащих начинается с целеполагания, когда на основе общих институциональных ставятся конкретные цели и намечаются задачи воспитательной деятельности. Цели могут быть общими, касающимися всего процесса воспитания, и частными, обозначенными на отдельном этапе воспитания для достижения определенного результата. Определение и постановка частных целей в системе воспитания военнослужащего имеют несколько этапов:

1) уяснение современных требований, предъявляемых военнослужащему нормативными документами Министерства обороны Российской Федерации;

2) оценка материальных, организационных, педагогических возможностей субъектов воспитания;

3) определение приоритетных качеств военнослужащих;

4) планирование конкретных учебных, воспитательных, организационных, административных и иных мероприятий и отдельных воспитательных актов.

Сегодня объективно выделяется особая категория – военнослужащие, проходящие службу по контракту, которая требует новых подходов в процессе воспитания. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

определенная ограниченность мотивов службы материальными рамками и недостаточность других стимулов, побуждающих к службе по контракту;

необходимость оптимизации проведения свободного и служебного времени, воспитания устойчивого отрицательного отношения к негативным явлениям (воровству, пьянству, наркомании, неявкам на службу, хулиганству);

трудности адаптации военнослужащих среднего возраста, имеющих перерыв в армейской службе, к условиям военной службы;

высокая интенсивность общения военнослужащих и гражданских лиц, представителей неармейских структур (органы социальной защиты, семья, круг друзей и т. д.);

определенные трудности молодых офицеров в работе с солдатами и сержантами, проходящими службу по контракту, обусловленные возрастом, недостаточными опытом и подготовленностью.

К положительным чертам военнослужащих, проходящих службу по контракту, можно отнести то, что это люди зрелые, обладающие социальным опытом, почти все со средним образованием, прошедшие школу армейской жизни; в ряде случаев они обеспечены жильем и имеют свои семьи.

Среди отрицательных черт – ориентация на материальные стимулы к службе по контракту, недостаточный уровень удовлетворенности выбранной профессией, неготовность ограничить свои потребности, воспринять жесткие армейские требования, неуверенность в своем будущем и отсутствие твердых намерений продолжать профессиональную службу в армии, недоверчивое и скептическое отношение к своим командирам (прежде всего к молодым офицерам).

Все это существенно повышает требования к системе воспитания, заставляет учитывать специфику данной категории военнослужащих.

Качественная организация воспитания предполагает его совершенствование: повышение уровня психолого-педагогической и методической подготовки офицеров; объединение их общих усилий в процессе воспитания военнослужащих, проходящих службу по контракту; изучение особенностей этой категории военнослужащих и оптимизации содержательно-структурной стороны процесса их воспитания; обоснование идеи, целей и задач воспитания; разработку методики его осуществления.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Вверх по лесенке
Лёнькина философия: «Мама выше меня. Заряна выше мамы. Папа выше Заряны. Мы как ступеньки». Развитие ребёнка всегда проходит через определённые стадии или, как их ещё называют, периоды. Исследова ...

Ловушки для родителей
Есть всего два вида родительской любви: любовь безусловная и любовь озабоченная. ...

Новый взгляд на старые обстоятельства
Наши дети легко превращают нас в добрых волшебников. Потому что искренне верят: родители могут всё. И мы стараемся соответствовать этому высокому статусу, и иногда у нас даже получается. Это мы, к ...