Воспитательная работа с членами семей военнослужащих. Семейное воспитаниеВоенная педагогика / ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / Воспитательная работа с членами семей военнослужащих. Семейное воспитаниеСтраница 2
•
отношение старших к младшим, к их воспитанию как к своим безусловным обязанностям;
•
характер взаимодействия старших и младших.
Стиль взаимоотношений в семье между родителями и детьми может быть авторитарным, демократическим, авторитарно-демократическим, демократическо-авторитарным.
Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресечь их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания.
Это достигается с помощью постоянного контроля над жизнью младших и применения наказаний. Навязчивое стремление родителей контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей может привести к конфликтам. Некоторые родители рассматривают своих детей как воск и глину, из которых можно лепить личность. Если ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие. Инициатива исходит только от старших. Этот стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой – вызывает у детей отчуждение от старших, враждебность, протест, агрессию, апатию и пассивность.
Демократический стиль отличается стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлечь их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение, в младших ценят как послушание, так и независимость. В отношениях с детьми они чаще опираются на доверие вместо контроля. Основными средствами воспитания выступают одобрение, поощрение. Коммуникация двусторонняя. Этот стиль воспитывает самостоятельность, ответственность, активность, дружелюбие, терпимость.
В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто, обычно больше практикуется компромиссный вариант, который ближе одному или другому стилю (авторитарно-демократический, демократическо-авторитарный). Различия этих стилей в том, что в одном из них преобладает либо авторитарность, либо демократизм.
В процессе семейного воспитания решаются следующие задачи:
•
формируется личность, развиваются ее способности и расширяются интересы;
•
происходит передача накопленного обществом социального опыта;
•
у членов семьи вырабатывается мировоззрение, ответственное отношение к труду;
•
прививается чувство коллективизма, потребность быть хозяином, соблюдать нормы поведения;
•
обогащается интеллект, осуществляется эстетическое развитие и физическое совершенствование, вырабатываются навыки санитарно-гигиенической культуры.
У семьи существуют следующие воспитательные возможности в формировании личности ребенка:
1) она обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка. В младенчестве, раннем детстве играет роль, которую не могут взять на себя другие институты;
2) влияет на формирование психологического пола ребенка. Три первых года ребенок осваивает атрибуты приписываемого ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы;
3) играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Исследования показали, что различия умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, существенные;
4) имеет важное значение в овладении ребенком социальными нормами. Согласно исследованиям, выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье;
5) предопределяет социальное развитие человека. Одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях личности, помогают или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам;
6) формирует фундаментальные ценностные ориентации человека.
Анализ социально-педагогических характеристик семей военнослужащих в настоящее время отражает некоторые тенденции:
•
семьи военнослужащих (офицеры, прапорщики) не характеризуются, как прежде, прочностью брачных основ, хотя и обладают достаточно высокими адаптационными способностями переносить тяготы, лишения, неустроенность быта;
•
в 1990-е гг. увеличился процент распада семей военнослужащих.
Ослабло внимание к проблемам семей военнослужащих со стороны офицеров, командиров и воспитателей, система деятельности в этой области нарушена, социально-психологическая поддержка слабая, жилищно-материальная обеспеченность низкая, опыт работы с семьями военнослужащих не используется.
Смотрите также
Мальчик в семье
Правильное воспитание детей в том, чтобы дети видели своих родителей такими,
каковы они в действительности.
Джордж Бернард Шоу
Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизв ...
Ребенок-дошколёнок
Буйная фантазия, богатое воображение и неуёмное любопытство превращают ребёнка-дошколёнка
в крайне инициативное существо, которому до всего есть дело.
Мама и тётя Лариса весело обсуждают, что делат ...
Трудности перехода
Давайте сделаем маленькую передышку и поиграем в слова-ассоциации.
Сейчас мы будем называть слово (существительное), а вы, как только его прочтёте,
сразу же, не раздумывая, называйте своё (прилагат ...