Родители в сознании подросткаТрудности взросления / Родители и подростки: взаимное отражение / Родители в сознании подросткаСтраница 1
Исследования ученых показывают, что семья в целом и родители в частности могут быть источником неврозов у подростков (Захаров А. И., Исаев Д. Н., Эйдемиллер Э. Г. и др.).
Например, Д. Н. Исаев считает, что неблагоприятные отношения с родителями, сложившиеся у ребенка еще в раннем возрасте, провоцируют депривации, лишают его выбора правильных жизненных стратегий, мешают конструктивной социализации, при которой трудно понять, что хорошо, а что плохо. Другие авторы указывают такие особенности семьи, которые приводят к неблагополучию подростков:
♦ вовлечение детей в родительский конфликт;
♦ запутанность семейных отношений, когда трудно понять, особенно по отношению к собственным родителям, кто прав, а кто нет;
♦ неумение родителей конструктивно разрешать конфликты: ругаются при детях, а мирятся без них.
Поэтому ребята не могут научиться тому, как надо строить отношения в семье, как можно пережить сложные периоды в жизни. Но самое главное, не могут понять, можно ли не конфликтовать со старшими и что должны последние делать для этого?
Травмы, полученные подростками в семье, названы фамильгениями. В этом разделе мы опишем причины и условия их появления, сопоставив мнения подростков и родителей друг о друге. Как воспринимают дети–подростки отца и мать, как и почему меняются их мнения? Можно ли скорректировать эти мнения так, чтобы отношения сторон стали более благополучными? Как оценивают дети–подростки психологическую атмосферу отчего дома?
У некоторых «неблагополучных» подростков были интеллигентные родители, которые интересовались их жизнью, учебой деятельностью и заботились о них. Сами же подростки в этих семьях жили как бы «параллельно» со своими родителями, которые с трудом устанавливали с ними близкие отношения.
Среди 50 подростков двойственные, противоречивые отношения наблюдались у 5 человек, то есть у десятой части опрошенных, отрицательные – у 4–х (3 девочки и 1 мальчик). Такие отношения проявлялись в том, что подростки описывали родителей в радужных красках, а родители их – в мрачных, и наоборот. Это можно было наблюдать по законченным предложениям и в сочинениях о родителях.
Приведем пример. Анализ теста «Незаконченные предложения», который выполнил Илья К., свидетельствует о том, что он любит мать, жалеет ее, не хочет расстраивать. Однако ее контроль и излишняя опека его раздражают. Считая ее своим другом, он тем не менее не все ей рассказывает и не посвящает в свои дела. «Неблагополучным» он считается из–за плохой успеваемости и нарушений дисциплины.
Тест «Незаконченные предложения», выполненный Ильей К.
1. Когда я думаю о своей маме, то полагаю, что у нее все нормально.
2. По сравнению с другими родителями моя мама обо мне очень заботится.
3. Я люблю, когда мама красиво одета.
4. Я хотел бы, чтобы мама больше зарабатывала.
5. Меня беспокоит то, что она очень устает.
6. Мне бы хотелось, чтобы мама уделяла внимание своей прическе.
7. Я очень раздражаюсь, когда мама пытается проверять мои уроки.
Смотрите также
Новый взгляд на старые обстоятельства
Наши дети легко превращают нас в добрых волшебников. Потому что искренне верят:
родители могут всё. И мы стараемся соответствовать этому высокому статусу, и иногда
у нас даже получается. Это мы, к ...
ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Ее значение
в развитии современного образования, решении задач обучения и воспитания подрастающего
поколения постоянно возрастает. ...
Мальчик в семье
Правильное воспитание детей в том, чтобы дети видели своих родителей такими,
каковы они в действительности.
Джордж Бернард Шоу
Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизв ...