Родители в сознании подросткаТрудности взросления / Родители и подростки: взаимное отражение / Родители в сознании подросткаСтраница 3
Иная картина получилась, когда проанализировали ответы неблагополучных девочек из неблагополучных семей. Неблагополучными их считали потому, что они были непослушны, пропускали уроки без уважительных причин, плохо учились, гуляли с более старшими юношами и мужчинами, имели сексуальный опыт.
К примеру, Лиза М., 15 лет, ученица 8–го класса. В семье трое детей, Лиза старшая, сестре 12 лет, брату – 8. Все дети – школьники. Отец и брат Лизы – неродные. Мать работает продавцом в магазине, отец – шофер–дальнобойщик. У Лизы налицо все признаки неблагополучия: ей мало внимания уделяют отец и мать, она постоянно ссорится с братом и сестрой, требует наряды, деньги на развлечения (дискотеку и кафе). Предложения теста заканчивает так: Маленькая деревянная палочка magnumnn.ru
1. «Открытая» шкала: «Когда я думаю о своем отце, у меня сразу нет настроения».
2. Сравнительная оценка отца: «Мы никогда не бываем вместе с отцом. Я его отцом–то не называю.»
3. Значимые характеристики отца: «Он как обзовет, постоянно ругается матом.»
4. Позитивные особенности отца: «Мне не нравится в нем ничего (все. – В. К.). Может, он никого не боится».
5. Идеальные ожидания: «Я всегда мечтаю о том, чтобы его не было дома».
6. Возможные страхи, опасения: «Я боюсь, что когда–нибудь он меня убьет или что–нибудь мне сделает».
7. Реальные требования: «Мне хочется, чтобы он перестал меня доставать».
8. Причины трудности: «Я очень раздражаюсь, когда он меня обзывает».
9. Анамнестические данные: «Когда он здесь появился, сразу же стал орать и командовать».
10. Интересы и предпочтения: «Его интересует, как бы побыстрее залечь». 11.Взаимодействие «Я—Мы»: «Никакого «мы» с ним нет и не будет».
Анализ законченных предложений показывает, что Лиза чуждается отчима, не любит его, старается не оставаться с ним наедине. Все, что делает ее отчим, вызывает у нее протест. По ее характеристикам, это грубый, жесткий человек, который и не стремится к сближению. Однако он дает ей деньги на развлечения для того, чтобы она отстала от него и не требовала к себе внимания. Девочка–подросток боится, что ей и дальше придется жить под одной крышей с этим грубым человеком.
Приведем еще пример – своеобразного восприятия матери дочерью.
Лене 13 лет, ученица 7–го класса. Живет вдвоем с матерью, отношения их хорошими не назовешь. Считает, что в ее неприятностях виновата мать, которая «в жизни ничего не понимает и ничего не добилась». Учится неровно, естественно–математические предметы даются с трудом, так как она их запустила, а усидчивости, чтобы разобраться и решить все задачи, не хватает. Мать считает, что девочка не понимает объяснений учителя, а переспрашивать не привыкла, так как это не принято в их классе. Такие отношения отразились на завершении предложений. Вот некоторые из ее законченных предложений.
1. «Открытая» шкала: «Когда я думаю о своей матери, то мне не хочется с ней соглашаться», «Скорее всего она хочет из меня сделать такую же, как она, а я не хочу», «Я всегда замечала, что она постоянно недовольна мной».
2. Сравнительная оценка матери: «По сравнению с родителями других ребят, моя мама какая–то чудная», «Я ее стыжусь, потому что она не модная».
Смотрите также
Новый взгляд на старые обстоятельства
Наши дети легко превращают нас в добрых волшебников. Потому что искренне верят:
родители могут всё. И мы стараемся соответствовать этому высокому статусу, и иногда
у нас даже получается. Это мы, к ...
Как они растут
Чтобы освободиться от подавленных эмоций, надо:
1) признать, что они существуют;
2) разрешить себе сделать то, что не позволялось в детстве;
3) рассказать, пережить снова это чувство, состояние.
О ...
Сколько жизней и детств на свете?
Почему комиксы? Что такое жизнь? Что мы сами знаем о жизни? О том, что такое
жизнь по-российски Технологии жизни, которые мы выбираем для себя и своих детей
Влияние литературной традиции на воспит ...