Соотношение обучения и развитияКниги педагогам / Педагогическая психология / Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения
и развития психики человека / Соотношение обучения и развитияСтраница 4
Л. С. Выготский ввел такое важное для педагогической психологии понятие, как «социальная ситуация развития»,
которая определяет содержание, формирование центральной линии развития, связанной с основными новообразованиями. Социальная ситуация развития
– это своеобразная система отношений ребенка и социальной среды. Изменение этой системы определяет также основной закон динамики возрастов,
согласно которому движущие силы развития ребенка в любом возрасте неизбежно приведут к разрушению и отрицанию самой основы развития всего возраста, определяя с внутренней необходимостью аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, более высокой возрастной ступени развития. Л. С. Выготский при этом постоянно подчеркивает, что психическое развитие – это целостное развитие всей личности.
Определение социальной ситуации развития как отношения ребенка к социальной действительности само по себе достаточно емкое и включает в себя средство реализации этого отношения – деятельность. Согласно А. Н. Леонтьеву некоторые виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большее значение для дальнейшего развития личности, а другие виды деятельности имеют меньшее значение. Одни из них играют главную, ведущую роль, а другие – менее важную, подчиненную роль на данном этапе развития.
Так же как и целостное развитие человека, психическое развитие ребенка происходит одновременно по линиям:
1) интеллектуальное развитие,
т. е. становление познавательной сферы, развитие механизмов познания;
2) развитие мотивов и их соотношений,
становление целей, освоение средств и способов деятельности, т. е. развитие содержания деятельности ребенка и его психологической структуры;
3) развитие самооценки и самосознания,
взаимодействий с социальной средой, становления направленности личности и ценностных ориентаций, т. е. целостное развитие личности.
Стороны психического развития ребенка можно представить немного иначе, а именно как становление:
1) способов деятельности и знаний;
2) психологических механизмов их применения;
3) личности, включающей в себя деятельность ребенка.
Одной из сторон развития психики является языковое развитие,
которое происходит вровень со становлением личности и интеллекта.
Смотрите также
ВОЕННАЯ ДИДАКТИКА (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ)
Дидактика (от греч. didaktikos – поучающий, относящийся к обучению)
– теория обучения и образования, отрасль педагогики, изучающая процесс обучения
и его составляющие.
Дидактика раскр ...
ИСТОРИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика как наука прочно вошла в жизнь человеческого общества. Ее значение
в развитии современного образования, решении задач обучения и воспитания подрастающего
поколения постоянно возрастает. ...
Как рассказать о том, что жизнь бесконечна?
Как выглядит Бог и нужно ли его бояться? «Бог – это дед Мороз»… Защити нас
от Лукавого… Секты – опасные сети для нас и наших детей • Как родители хотели спасти
сына от российской армии, а потеряли ...