Уровни и формы научения
Страница 1

Человек в течение своей жизни постоянно адаптируется к условиям непрерывно изменяющейся среды. Это выражается в виде выработки новых форм поведения, направленных на достижение определенных целей, т. е. в разнообразном научении. Научение происходит на различных уровнях – это выработка реактивного поведения, оперантного поведения, когнитивное научение и концептуальное поведение.

1. Выработка реактивных форм поведения. Мозг пассивно воспринимает внешние воздействия, и это приводит:

1) к изменению существующих связей:

а) сенсибилизация

– усиление реакции после многократного повторения раздражителя;

б) привыкание

– ослабление психомоторных реакций;

2) к формированию новых нервных путей условных рефлексов.

Условные рефлексы образуются, если безусловный стимул связывается с индифферентным стимулом, который начинает сам по себе вызывать рефлекторную реакцию.

При этом возможны:

1) угасание

– постепенное прекращение поведенческой реакции, если за ней не следует безусловный стимул или подкрепление;

2) дифференцировка

– затормаживаются те реакции, которые не сопровождаются безусловным стимулом или подкреплением, а сохраняются только те, которые подкрепляются;

3) генерализация

– реакцию вызывает любой стимул, сходный с условным, реакция возникает в любых ситуациях, сходных с той, в которой происходило подкрепление.

2. Выработка оперантного поведения.

Образуется тогда, когда индивид активно осуществляет какие-либо действия (случайные), и в зависимости от последствий этих действий данное поведение закрепляется или отбрасывается.

Закон эффекта

– связь между стимулом и реакцией укрепляется при положительном подкреплении.

Имеется три вида научения:

1) научение методом проб и ошибок:

а) совершает попытки действий: если случайное действие приводит к желательным последствиям, вероятность его повторения возрастает;

б) отказывается от неэффективных действий, находит решение;

2) научение путем формирования реакции – поэтапное формирование нужного поведения, когда каждое действие приближает к желаемому результату;

3) научение путем наблюдения и подражания модели:

а) подражание – воспроизведение действий модели;

б) викарное научение – усвоение и понимание последствий действий.

3. Когнитивное научение:

1) происходит оценка ситуации, используется прошлый опыт;

2) анализ имеющихся возможностей.

В когнитивном научении выделяют формы:

1) латентного обучения на основе выработки когнитивных карт;

2) освоение сложных двигательных сенсомоторных навыков на основе когнитивных стратегий;

3) научение путем инсайта (озарения);

4) научение путем рассуждений;

5) перцептивное научение;

6) концептуальное научение.

Все они базируются на работе высших психических функций: восприятия, мышления, памяти. Все сигналы от окружающей среды обрабатываются мозгом, в котором формируются когнитивные карты, отражающие значение различных стимулов, существующих между ними связей, с помощью которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватны в какой-либо новой ситуации.

При латентном обучении когнитивные карты отражают значения стимулов и существующие между ними связи.

При выработке двигательных сенсомоторных навыков на основе когнитивных стратегий выделяют стадии:

1. Когнитивная

– выработка когнитивных стратегий – строгой последовательности действий, движений, их программирование в зависимости от желаемого результата.

Страницы: 1 2

Смотрите также

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Результативность воспитания военнослужащих и в целом военно-педагогического процесса обусловлена учетом индивидуальных и групповых особенностей, категорий военнослужащих и, соответственно, диффере ...

ОФИЦЕР – РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В развитии Вооруженных Сил, в решении стоящих перед ними задач особая роль принадлежит офицерскому корпусу. Офицеры – ядро человеческого фактора армии, основа морального духа войск. От уровня их п ...

Как сказать ребенку, что папа будет жить отдельно?
Прилично ли разводиться? Какие модели семей бывают? Правила оценки ресурсов семьи Памятка мамам, которые решили развестись • Как укрепить уверенность ребенка в хорошем будущем ...