Уровни и формы наученияКниги педагогам / Педагогическая психология / Теории учения и их сравнительная роль в организации современного
образования / Уровни и формы наученияСтраница 1
Человек в течение своей жизни постоянно адаптируется к условиям непрерывно изменяющейся среды. Это выражается в виде выработки новых форм поведения, направленных на достижение определенных целей, т. е. в разнообразном научении. Научение происходит на различных уровнях – это выработка реактивного поведения, оперантного поведения, когнитивное научение и концептуальное поведение.
1. Выработка реактивных форм поведения. Мозг пассивно воспринимает внешние воздействия, и это приводит:
1) к изменению существующих связей:
а) сенсибилизация
– усиление реакции после многократного повторения раздражителя;
б) привыкание
– ослабление психомоторных реакций;
2) к формированию новых нервных путей условных рефлексов.
Условные рефлексы образуются, если безусловный стимул связывается с индифферентным стимулом, который начинает сам по себе вызывать рефлекторную реакцию.
При этом возможны:
1) угасание
– постепенное прекращение поведенческой реакции, если за ней не следует безусловный стимул или подкрепление;
2) дифференцировка
– затормаживаются те реакции, которые не сопровождаются безусловным стимулом или подкреплением, а сохраняются только те, которые подкрепляются;
3) генерализация
– реакцию вызывает любой стимул, сходный с условным, реакция возникает в любых ситуациях, сходных с той, в которой происходило подкрепление.
2. Выработка оперантного поведения.
Образуется тогда, когда индивид активно осуществляет какие-либо действия (случайные), и в зависимости от последствий этих действий данное поведение закрепляется или отбрасывается.
Закон эффекта
– связь между стимулом и реакцией укрепляется при положительном подкреплении.
Имеется три вида научения:
1) научение методом проб и ошибок:
а) совершает попытки действий: если случайное действие приводит к желательным последствиям, вероятность его повторения возрастает;
б) отказывается от неэффективных действий, находит решение;
2) научение путем формирования реакции – поэтапное формирование нужного поведения, когда каждое действие приближает к желаемому результату;
3) научение путем наблюдения и подражания модели:
а) подражание – воспроизведение действий модели;
б) викарное научение – усвоение и понимание последствий действий.
3. Когнитивное научение:
1) происходит оценка ситуации, используется прошлый опыт;
2) анализ имеющихся возможностей.
В когнитивном научении выделяют формы:
1) латентного обучения на основе выработки когнитивных карт;
2) освоение сложных двигательных сенсомоторных навыков на основе когнитивных стратегий;
3) научение путем инсайта (озарения);
4) научение путем рассуждений;
5) перцептивное научение;
6) концептуальное научение.
Все они базируются на работе высших психических функций: восприятия, мышления, памяти. Все сигналы от окружающей среды обрабатываются мозгом, в котором формируются когнитивные карты, отражающие значение различных стимулов, существующих между ними связей, с помощью которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватны в какой-либо новой ситуации.
При латентном обучении когнитивные карты отражают значения стимулов и существующие между ними связи.
При выработке двигательных сенсомоторных навыков на основе когнитивных стратегий выделяют стадии:
1. Когнитивная
– выработка когнитивных стратегий – строгой последовательности действий, движений, их программирование в зависимости от желаемого результата.
Смотрите также
Вверх по лесенке
Лёнькина философия:
«Мама выше меня. Заряна выше мамы.
Папа выше Заряны. Мы как ступеньки».
Развитие ребёнка всегда проходит через определённые стадии или, как их ещё называют,
периоды. Исследова ...
ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ
Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных
Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих,
в подготовке офицерских кадров. ...
Мальчики в социуме
Развитие и формирование личности ребенка включают два взаимосвязанных процесса
– социализацию и индивидуализацию. Ни то ни другое не может быть осуществлено в
изоляции от взрослого мира. С возраст ...