Уровни и формы наученияКниги педагогам / Педагогическая психология / Теории учения и их сравнительная роль в организации современного
образования / Уровни и формы наученияСтраница 2
2. Ассоциативная
– постепенное улучшение координации и интеграции различных элементов навыков.
3. Автономная
– навык становится автоматическим, без ошибок.
При научении путем инсайта
решение приходит спонтанно.
При этом определенная информация, имеющаяся в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации. Дополнительно происходит синтез с той информацией, которой располагает индивид при решении проблемы. Оно происходит внезапно, без проб и ошибок, без логических рассуждений.
При научении путем рассуждений нахождение решения происходит на основе мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и логических рассуждений.
Перцептивное научение
– это изменение восприятия какого-нибудь объекта в результате предшествующих восприятий того же объекта. Оно выдвигает гипотезы – к какой категории можно отнести воспринимаемое с наибольшей вероятностью.
Концептуальное научение происходит посредством:
1) формирования понятий на основе абстрагирования – поиска черт сходства между двумя объектами;
2) обобщения – подведения под понятие новых предметов, имеющих общее свойство с предметами, послужившими для выработки данного понятия.
В студенческом возрасте наиболее выражены различные формы когнитивного научения.
Научение и созревание
– это процесс, запрограммированный в генах, при котором все особи данного вида, пройдя ряд сходных последовательных этапов, достигают определенного уровня зрелости. Научение не может быть эффективным, пока организм не достиг определенного уровня развития.
Критические сензитивные периоды
– периоды развития, в течение которых наиболее легко осуществляются определенные виды научения. Например, сенсибилизация, привыкание и формирование условных рефлексов возможны еще у внутриутробного плода. Научение путем проб и ошибок, формирование реакций и подражание возникают в первые дни жизни ребенка. В двух-, трехлетнем возрасте возможно викарное научение и подражание. Когнитивные способы научения проявляются с пятилетнего возраста. Научение путем инсайта происходит с полутора до двух лет.
Критическим периодом для освоения родного языка является возраст с полутора до трех лет. Критический период для обучения иностранным языкам – от трех до пяти—шести лет. Научение путем рассуждения эффективно с двенадцати лет, только если человек абстрактно подходит к проблемам, проверяет гипотезы и выводы из них. Сензитивный период для формирования профессионального мышления находится между двадцатью и двадцатью пятью годами.
Смотрите также
Как рассказать о том, что жизнь бесконечна?
Как выглядит Бог и нужно ли его бояться? «Бог – это дед Мороз»… Защити нас
от Лукавого… Секты – опасные сети для нас и наших детей • Как родители хотели спасти
сына от российской армии, а потеряли ...
Проблемы свободного времени
В природе, согласитесь, все устроено просто и разумно: за периодом активности
следует период затишья, отдых, необходимый для того, чтобы набраться сил, восстановить
запасы энергии, запастись новым ...
Любовь без условий
Безусловная любовь — та почва, на которой вырастают самые прекрасные цветы. ...